Страницы

Рассчитано точное время рождения импрессионизма

25/08/2014
САН МАРКОС. Астрофизик Дональд Олсон (Donald Olson) рассчитал точное время, когда Моне написал своё первое полотно в новом стиле, названном в последствии «импрессионизм».
Теперь рождение импрессионизма можно датировать 7:35 утра 13 ноября 1872 года. Именно это время, по расчётам Олсона, показано на полотне Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (Impression, Soleil Levant), которое и положило начало новому течению живописи и даже дало ему имя. Доказательства результатов исследований профессора астрофизики будут представлены в следующем месяце на выставке в музей Мармоттан Моне (Musée Marmottan Monet) в Париже, которому принадлежит картина. Выставка пройде с 18 сентября по 18 января 2015 года.

 Клод Моне - Впечатление. Восход солнца (1872)
До сих пор было неясно, в каком году, 1872 или 1873, было написано полотно. Рядом с подписью Моне на картине указан 1872 год, но в каталоге-резонере галереи Вильденштейн картина датирована 1873 годом (на основании того, что якобы художник работал в Гавре именно весной 1873 года). Туманность пейзажа затруднила определение рельефа местности, но помогла установить точную дату.
Дональд Олсон, профессор астрофизики в университете Техаса (Texas State University, San Marcos), задался целью определить отель и даже номер, в котором останавливался художник во время написания картины «Впечатление. Восход солнца». Олсон пришел к выводу, что живописец писал полотно, сидя на балконе третьего этажа отеля Hotel d’Amirauté au Havre, расположенного на Grand Quai 45.
Некоторые специалисты считали, что на картине изображён закат солнца, потому что на аукционе в 1878 году картина была выставлена под названием «Впечатление. Заходящее солнце» (Impression: Soleil Couchant). Однако Олсон доказал, что солнце на полотне географически расположено на востоке, то есть, оно встаёт. Он также рассчитал, что положение небесного светила, отображённое на картине художником, бывает лишь дважды в год: в середине ноября и в конце января. Солнце изображено на два-три градуса выше горизонта, что соответствует 20-30 минутам после его восхода.
Затем Олсон занялся исследованием уровня моря, так как большие корабли могут проходить в Гавр только в течение трех-четырех часов во время прилива. Учитывая положение солнца и время прилива, астрофизик вывел 19 предполагаемых дат в 1872 и 1873 годах, в которые могло быть написано полотно.
Следующий этап разгадывания ребуса заключался в том, чтобы изучить метеорологические записи и исключить из перечня солнечные дни, в которые утренний туман был бы невозможен. Так Олсен получил 6 дат: 21 и 22 января 1872, 13 и 15 ноября 1872 года и 25 и 26 января 1873 года.
Далее профессор сосредоточил своё внимание на столбах дыма на левой стороне картины, которые поднимаются в небо с правым уклоном. Метеорологические отчеты показывают, что это направление ветра, имело место лишь в двух из шести дат, 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года.
Последний фактор – это исследование Джеральдин Лефебре (Géraldine Lefebre), куратора в Музее Современного Искусства Андре Мальро (Musée d’Art Moderne André Malraux) в Гавре. Она убеждена, что указанный на картине самим Моне год (1872) является верным, так как исходя из имеющихся сведений о передвижениях художника, в январе 1873 года он не мог находиться в Гавре. Это означает, что работа «Впечатление. Восход солнца» была написана 13 ноября 1872 года, в 7:35 утра.
Всё это, конечно, основывается на предположении о том, что Моне точно передал в произведении определенный момент времени. В доказательство этого профессор Олсон приводит описание картины художника, достоверно передающее топографию порта. Исследования работы предполагают, что она была написана быстро, в одно утро, что и являлось главной характеристикой нового стиля живописи.
Моне показал «Впечатление. Восход солнца» в Париже на «Выставке Отверженных», которая открылась 15 апреля 1874 года и вошла в историю, как первая выставка импрессионистов. Название новому стилю было придумано критиком Луи Леруа, озаглавившим так свой едкий фельетон о мероприятии и художниках, в нём участвовавших. Сейчас, импрессионизмом восхищаются миллионы ценителей искусства, а картина, давшая имя этому движению неизменно привлекает в музей Мармоттан-Моне, купивший полотно в 1940 году, огромные толпы посетителей.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий