Страницы

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Веранда, обвитая виноградом. Сильвестр Щедрин
Веранда, обвитая виноградом.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.

БиографияЩедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)

Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств. В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Биография и творческая деятельность

Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.

Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской. В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году. Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима. Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).

Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен - характер города соответствовал его творческим устремлениям. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», - сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри.

Сильвестру Щедрину было двад цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест ного скульптора, племянник живо писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч ное сосуществование в петербург ской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи лось, что Щедрин пробыл в Ита лии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус ства.

Отправляясь в Италию, Сильвестр Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле ние это было и достаточно схема тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти ческого обаяния «Вид Петровско го острова» (1815), написан в ти пичных для старой живописи усло вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ ной жизнью.
Автопортрет Сильвестра Щедрина
Автопортрет Сильвестра Щедрина


Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохраняв ший еще магическую притягатель ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Сильвестр Щедрин очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург скую Академию художеств. Щед рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не пременно следуя четкому разде лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис кусство, Щедрин постепенно вни кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио нальную и психологическую зада чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.

Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ ходимости поисков нового живо­писного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него кра­сочные сочетания, стремясь пи сать легко, чтобы краски пламене ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи вописным пространством, напо енным светом, радующим глаз зри теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебрис­тость приморского ветреного воз духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоен­ных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.

Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо жеств — Александра Ивановамогут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи си, да и живописи вообще, кото рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.

Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.
Сильвестр Щедрин
Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.
Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.
Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.
картина Сильвестра Щедрина
Набережная в Неаполе. 1825
картинаыСильвестра Щедрина
Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828
неаполитанские картины
Итальянский пейзаж. Капри. 1826
Итальянский пейзаж
Грот Матроманио на острове Капри. 1827
живопись Сильвестра Щедрина
Грот во Флоренции. 1826
Грот
Водопад в Тиволи близ Рима. 1823
художник Сильвестр Щедрин
Вид Сорренто близ Неаполя. 1825
Вид Сорренто
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829
Вид на Неаполь
Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.
Вид Амальфи близ Неаполя. 1826
близ Неаполя
В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828
Большая гавань на острове Капри. 1828
Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.
Терраса в Поццуоли. 1828
Старый Рим. 1824
Прибрежная сцена
Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.

Комментариев нет:

Отправить комментарий