Страницы

Шоу «Ван Гог: ирисы и розы» проливает свет на исчезающий красный цвет

06/06/2015
Шедевры живописи вечны, но вот краски, которыми они написаны, — нет. Этот факт как нельзя более ярко иллюстрирует шоу «Ван Гог: ирисы и розы» (Van Gogh: Irises and Roses), в центре внимания которого маленький букет кисти любимого голландского художника в музее Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).
Шоу уникально тем, что здесь можно увидеть четыре великолепных натюрморта, которые художник написал почти 125 лет назад, и которые никогда не выставлялись вместе. (Две картины из коллекции Метрополитен, одна — из Национальной галереи в Вашингтоне, и одна — из музея Ван Гога в Амстердаме). Благодаря этому шоу, мы можем увидеть эти картины такими, какими их нарисовал художник. К сожалению, все картины сегодня потеряли оригинальный цвет — известно, что Ван Гог очень любил использовать в работах нестабильный во времени оранжево-алый оттенок.

 Ван Гог - Розы (1890)

Организаторы шоу — Сьюзен Элисон Стайн (Susan Alyson Stein), куратор отдела европейской живописи музея Метрополитан и Шарлотта Хейл (Charlotte Hale), один из реставраторов живописи, — использовали в своей работе новейшие цифровые технологии. На слайд-шоу можно видеть сохранившийся и отреставрированный вариант всех четырёх картин.
В мае 1890 года Ван Гог собирался покинуть убежище в Сен-Реми, где он провел год, восстанавливаясь после приступа психического заболевания. Менее чем за неделю, прежде чем переехать в Овер, он завершил четыре картины, почти идентичные по размеру (29 на 36 дюймов). Как он писал брату Тео, на двух полотнах он изобразил ирисы, ещё на двух — розы, в горизонтальном и вертикальном положении для каждого варианта. Они остались в Санкт-Реми, чтобы краска могла высохнуть, и были отправлены в Овер в конце июня.
Не секрет, что зачастую развитие живописи идет благодаря ключевым изменениям в обработке краски и кистей, и что это развитие можно проследить от Тициана до Ван Гога. Основные толчки в развитие истории живописи внесли, конечно, Веласкес, Гойя, Тернер, Мане, Сезанн, Моне и Кассат. После Ван Гога уже трудно говорить о фовизме и немецком экспрессионизме не упомянув его быстрой, насыщенной, энергетически заряженной манеры письма. его сила наглядно видна в разнообразии мазков, применении кистей различной ширины. Мазки для фона, как правило, шире, передний план прорисован тщательнее а по углам картины мазки похожи на вихри фрактальной энергии.
Но картины, которые мы видим сегодня, не совсем те же, которые рисовал Ван Гог. Он использовал один из красных пигментов, полученных из синтетического красителя, зная, что он может исчезать. Он смешивал его с синим, чтобы получить фиолетовые ирисы и использовали его же, чтобы добавить оттенки красного к букету из белых роз. Он смешал его с белым, чтобы получить розовый фон для горизонтального натюрморта и для розового стола в вертикальном натюрморте с розами.
Ван Гог проиграл пари с химией. Красный пигмент исчез с годами. Сильнее всего разложился тот, который был смешан с другими цветами. Ирисы превратились из фиолетовых в синие. Розы стали почти полностью белыми, как и когда-то розовые фон и стол. Этот факт может показаться излишне мелодраматичным, но цвета на картинах Ван Гога исчезли спустя почти 3 месяца после его смерти. Даже эксперты сходятся во мнении, что он мог бы выбрать куда более стойкий пигмент, но не сделал этого.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий