29/08/2015
ЛОНДОН. Такой тезис лег в основу новой книги «The Myth of a Global Art Market» профессора Олава Велтхюйса (Olav Velthyuys) из Университета Амстердама, специалиста в области экономики и социологии. Книга написана в соавторстве с профессором Стефано Байа Курони (Stefano Baia Curioni), который не побоялся сказать вслух о том, что многие видят, но не решаются комментировать публично — наше восприятие мирового арт-рынка является подделкой.
В последние десятилетия мировая торговля искусством рассматривается как что-то само собой разумеющееся. Предполагается, что современное искусство продается на «общем» мировом рынке, где расстояния больше не играют никакой роли. Арт-дилеры, коллекционеры, художники и кураторы говорят о рынке искусства как о большой деревенской ярмарке. Но эти идеи оказались мошенническими, пишет профессор Велтхюйс в № 35 (июль-август) The Art Newspaper.
На самом деле, на глобальном рынке искусства преобладают только три страны.
За исключением немногочисленных топ-лотов, которые доступны узкому кругу покупателей, общий мировой рынок — чистый миф. По последним данным ежегодного исследования TEFAF (The European Fine Art Foundation), в мире доминируют три страны: США, Китай и Великобритания, которые представляют 83% рынка. На долю Индии, Бразилии, России (стран из группы БРИК), Турции, Мексики и т.д., стран, которые мы обычно понимаем под «миром», приходится лишь около 1% продаж. Между тем, за последние 25 лет рост торговли произведениями искусства (через открытые тендеры) достиг 500%, и сегодня оборот аукционных домов превышает 1 млрд евро. Две трети от этой суммы оседает в США и Великобритании.
Художники и коллекционеры, в основном, представляют несколько стран.
Профессоры Алан Кемин (Alain Quemin) и Фемке ван Хест (Femke van Hest) проанализировали данные, опубликованные на немецком сайте artfacts.net, который ежегодно, начиная с 70-х годов, составляет рейтинг современных художников. Их исследования показали, что за последние десять лет список стран, представленных в этом рейтинге, остался практически неизменным и составляет не более 10% от общего количества стран в мире. Больше всего представлены Германия и США.
Другой анализ, проведенный специалистами по экономике культуры Ласе Щайнером (Lasse Steiner), Бруно Фрейем (Bruno Frey) и Магнусом Решом (Magnus Resch) на основе данных портала larryslist.com, рисует следующую картину среди коллекционеров: из 3 119 владельцев самых крупных частных коллекций в мире, 63% живут в Северной Америке или Европе, 24% в Азии. В Южной Америке и на Ближнем Востоке — соответственно 8% и 5%, а вот в Африке — всего 0,1%, или 16 человек.
Национальное искусство преобладает на аукционах. И в галереях своих стран.
Один из самых примечательных результатов исследования, проведенного профессором Велтхюйсом — локальность. Искусство продается и покупается чаще всего внутри одной страны. Например, учёные Кристоф Спаниерс (Christophe Spaenjers) и Люк Ренебууг (Luc Renneboog) считают, что 80% произведений американских и британских художников, предлагаемые на аукционах с 1957 по 2007 год, остались в своих странах. За этот период французские аукционные дома продали в общей сложности 68 518 работ своих соотечественников и только 644 картины британских авторов. Велтхюйс пишет о том, что на одной из крупнейших арт-ярмарок в мире — Art Basel, 2/3 галерей представляют всего 4 страны. На любых национальных ярмарках внутреннее присутствие наиболее заметно: местных художников всегда во много раз больше, чем представителей других стран.
Портал larryslist.com также подтверждает «региональный» характер коллекционирования. В Южной Америке, например, 89% коллекций содержат работы местных художников, и для азиатских и североамериканских коллекций этот показатель равен 82% и 76%. Исключением являются европейские коллекции, в которых только 43% работ были созданы художниками, рожденными на Старом Континенте.
ЛОНДОН. Такой тезис лег в основу новой книги «The Myth of a Global Art Market» профессора Олава Велтхюйса (Olav Velthyuys) из Университета Амстердама, специалиста в области экономики и социологии. Книга написана в соавторстве с профессором Стефано Байа Курони (Stefano Baia Curioni), который не побоялся сказать вслух о том, что многие видят, но не решаются комментировать публично — наше восприятие мирового арт-рынка является подделкой.
В последние десятилетия мировая торговля искусством рассматривается как что-то само собой разумеющееся. Предполагается, что современное искусство продается на «общем» мировом рынке, где расстояния больше не играют никакой роли. Арт-дилеры, коллекционеры, художники и кураторы говорят о рынке искусства как о большой деревенской ярмарке. Но эти идеи оказались мошенническими, пишет профессор Велтхюйс в № 35 (июль-август) The Art Newspaper.
На самом деле, на глобальном рынке искусства преобладают только три страны.
За исключением немногочисленных топ-лотов, которые доступны узкому кругу покупателей, общий мировой рынок — чистый миф. По последним данным ежегодного исследования TEFAF (The European Fine Art Foundation), в мире доминируют три страны: США, Китай и Великобритания, которые представляют 83% рынка. На долю Индии, Бразилии, России (стран из группы БРИК), Турции, Мексики и т.д., стран, которые мы обычно понимаем под «миром», приходится лишь около 1% продаж. Между тем, за последние 25 лет рост торговли произведениями искусства (через открытые тендеры) достиг 500%, и сегодня оборот аукционных домов превышает 1 млрд евро. Две трети от этой суммы оседает в США и Великобритании.
Художники и коллекционеры, в основном, представляют несколько стран.
Профессоры Алан Кемин (Alain Quemin) и Фемке ван Хест (Femke van Hest) проанализировали данные, опубликованные на немецком сайте artfacts.net, который ежегодно, начиная с 70-х годов, составляет рейтинг современных художников. Их исследования показали, что за последние десять лет список стран, представленных в этом рейтинге, остался практически неизменным и составляет не более 10% от общего количества стран в мире. Больше всего представлены Германия и США.
Другой анализ, проведенный специалистами по экономике культуры Ласе Щайнером (Lasse Steiner), Бруно Фрейем (Bruno Frey) и Магнусом Решом (Magnus Resch) на основе данных портала larryslist.com, рисует следующую картину среди коллекционеров: из 3 119 владельцев самых крупных частных коллекций в мире, 63% живут в Северной Америке или Европе, 24% в Азии. В Южной Америке и на Ближнем Востоке — соответственно 8% и 5%, а вот в Африке — всего 0,1%, или 16 человек.
Национальное искусство преобладает на аукционах. И в галереях своих стран.
Один из самых примечательных результатов исследования, проведенного профессором Велтхюйсом — локальность. Искусство продается и покупается чаще всего внутри одной страны. Например, учёные Кристоф Спаниерс (Christophe Spaenjers) и Люк Ренебууг (Luc Renneboog) считают, что 80% произведений американских и британских художников, предлагаемые на аукционах с 1957 по 2007 год, остались в своих странах. За этот период французские аукционные дома продали в общей сложности 68 518 работ своих соотечественников и только 644 картины британских авторов. Велтхюйс пишет о том, что на одной из крупнейших арт-ярмарок в мире — Art Basel, 2/3 галерей представляют всего 4 страны. На любых национальных ярмарках внутреннее присутствие наиболее заметно: местных художников всегда во много раз больше, чем представителей других стран.
Портал larryslist.com также подтверждает «региональный» характер коллекционирования. В Южной Америке, например, 89% коллекций содержат работы местных художников, и для азиатских и североамериканских коллекций этот показатель равен 82% и 76%. Исключением являются европейские коллекции, в которых только 43% работ были созданы художниками, рожденными на Старом Континенте.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий