Страницы

Британцы спасают древнейшую настенную живопись Эфиопии

Полноценная церковь XII века расположена внутри пещеры горного комплекса Ласта над лесами можжевеловых деревьев. Здесь до сих пор селятся священники и паломники, хотя добраться до Йимрехане Кристос весьма сложно


Одна из росписей в церкви Йимрехане Кристос, до начала реставрации. Все фрески покрыты слоем грязи и лака, нанесенного во время одного из предыдущих подновлений, признанных неудачными / Stephen Battle/World Monuments Fund


Начат проект по консервации древнейших настенных росписей Эфиопии, датируемых примерно 1100 годом. Находятся они в церкви Йимрехане Кристос — полноценном здании, возведенном внутри пещеры в горах Ласта на севере страны на высоте 2,7 тыс. м. Попасть сюда до недавнего времени можно было только пешком (дорога занимает день) или на муле из города Лалибэла. Внутри храма так темно, что фрески нашли лишь в 1990‑х годах, а первая публикация, посвященная им, вышла в 2001-м. Проект осуществляется лондонским Фондом наследия Эфиопии при поддержке Фонда мировых памятников. Работы ведут реставраторы Лиза Шекеди и Стивен Рикерби; по их словам, росписи находятся в «очень уязвимом и опасном состоянии».

Йимрехане Кристос — царь из династии Загве, правивший с 1087 по 1127 год. Церковь построена в период его правления или вскоре после смерти. За храмом, если углубиться в пещеру, покоятся кости тысяч паломников, прибывавших сюда из Египта, Палестины и Сирии, дабы умереть именно здесь. Священники и отшельники по-прежнему живут в окрестностях пещеры.

Эта церковь длиной 13 м и высотой 8 м — выдающийся образец архитектуры периода после Аксумского царства. Она построена из перемежающихся слоев египетского дерева и оштукатуренного иерусалимского камня, что делает стены полосатыми.

Жак Мерсье из парижского Национального научно-исследовательского центра и Дэвид Филлипсон из Кембриджского университета убеждены, что фрески находятся в церкви с момента ее постройки. Фонд эфиопского наследия называет их древнейшими в стране настенными росписями. Фигуративные изображения — сцены из Нового Завета, однако сегодня на них ничего нельзя разобрать из-за грязи. Деревянный потолок украшен 17 расписными медальонами с фигурами птиц и зверей, а также слона, скорпиона, дракона и крылатого существа.

Ранее предпринимались неудачные попытки сохранить росписи. В конце ХХ века их покрыли слоем лака, из-за чего фрески потемнели; кроме того, лак усилил отслаивание краски. Пару лет назад для снятия пыли с изображений использовали кисть, стершую небольшие красочные фрагменты. Нынешний проект станет первой в истории этого храма реставрацией, которая будет выполняться по современным стандартам. Фонд американских послов по сохранению культурного наследия поддержал проект взносом в размере $150 тыс.

Начальный этап изучения фресок включает в себя исследование под микроскопом, ультрафиолетовый и инфракрасный анализ. Образцы краски проанализированы для определения оригинальных пигментов и более поздних материалов. В храме установят контрольные датчики, фиксирующие изменения температуры и уровня влажности. Для слежения за колебаниями конструкции команда из Кейптаунского университета проводит лазерное сканирование, создавая 3D-модели церкви и пещеры. Рикерби и Шекеди надеются провести две месячные кампании, закончив консервационные работы в начале 2017 года. Их первоочередная задача — стабилизация осыпающейся краски, а следующая — расчистка изображений. Исследование и реставрация должны ответить на главную загадку Йимрехане Кристос: откуда родом авторы ее росписей? Ученые находят здесь параллели с коптской живописью, однако природа ранних художественных связей между Эфиопией и Египтом остается пока неизвестной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий