В 1623 году Карл Стюарт, принц Уэльский, отправился в Мадрид, чтобы сосватать Марию Анну, сестру короля Испании Филиппа IV. Он вернулся домой без невесты (Мария Анна, католик, посчитала Карла, англиканца, еретиком), но привез несколько шедевров Веронезе обратно в Великобританию. Чарльз влюбился - не в Марию Анну, а в славу ренессансного искусства.
Два года спустя, в 1625 году, его отец, Джеймс I, умер, и Карл стал королем Англии. Теперь он мог реализовать свои амбиции, и собрать величайшую королевскую коллекцию произведений искусства, которую Британия когда-либо видела.
Амур и Психея Энтони ван Дейка (Королевская коллекция Trust, Ее Величества Королевы Елизавет II)
У него не было конкурентов. Джеймс не интересовался искусством, и собрал очень мало картин.
Король Карл быстро восполнил потерянное время. В течение следующих 20 лет он приобрел 2000 произведений искусства, в частности, мастеров итальянского Ренессанса.
Он также убедил двух ведущих современных художников Европы - Рубенса и Ван Дейка - приехать в Англию.
Триумф Цезаря: носители вазы Андреа Мантенья (Королевская коллекция Trust, Ее Величество Королева Елизавета II)
Ван Дейк стал его придворным художником, завещав богатство блестящих и проницательных портретов культурному и тщеславному монарху, который погрузил Англию в кровавую и губительную гражданскую войну. Эта гражданская война урезала аппетиты Чарльза. Она также стоила 300 000 жизней, а королю его головы.
После того, как Чарльз был казнен, в 1649 году Оливер Кромвель пустил королевскую коллекцию на продажу.
Это было отчасти практично (после пяти лет гражданской войны правительственные казны были пустыми), но это было также политическим актом. Подобно королям Франции и Испании, чьей силе и престижу он подражал, коллекция произведений Чарльза была символом его самодержавного статуса и его верой в божественное право царей.
Картины Чарльза были выставлены в Сомерсет-Хаусе. Любой мог прийти и увидеть их. Раньше эти картины никогда не видела публика - тогда не было публичных галерей.
Это был первый раз, когда простые люди смогли увидеть коллекцию произведений Чарльза, и последний раз - до сих пор.
Рафаэль продан за 2000 фунтов стерлингов (целое состояние в 1649 году), но Рембрандт получил всего 6 фунтов стерлингов.
После Реставрации Карл II попытался собрать потерянную коллекцию отца. Он не смог возвратить произведения искусства, которые ушли за границу (сливки коллекции), но большая часть работ, которые остались в Великобритании, вернулась и попала в Королевскую коллекцию.
(Слева) «Энн Крезачер» Ганса Гольбейна Младшего (приблизительно 1527); «Чарльз I на охоте» д'Антони ван Дейка (c.1635) (RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Christian Jean)
Так был ли Карл I настоящим знатоком?
Нет сомнений в том, что его главная цель заключалась в том, чтобы произвести впечатление на других монархов и их послов и укрепить его авторитет - напомнить всем, кто был боссом.
Однако собрание подтверждает, что Чарльза интересовали не только звездные имена. У него был превосходный глаз. Неудивительно, что Рубенс назвал его «Величайшим любовником картин среди королей мира». Чарльз, возможно, был гнилым монархом, но, как и многие тираны, у него был изысканный вкус.
«Королева Генриетта Мария с сэром Джеффри Хадсоном» Энтони ван Дейка (c.1633); «Венера с Меркурием и Амуром» Корреджо (c.1525) (RMN-Grand Palais (Лувр)
Королевская академия искусств в партнерстве с The Royal Collection Trust представит «Карл I: король и коллекционер» - крупную выставку, которая воссоединит коллекцию произведений искусства короля Карла I в Англии (1600-1649) - одного из самых необычных и влиятельных коллекций произведений искусства, когда-либо собранных.
«Ужин в Эммаусе» Тициана, (c.1530) (RMN-Grand Palais (Musée du Louvre)
Комментариев нет:
Отправить комментарий