Страницы

Кто они - натурщицы, вдохновлявшие великих художников


Великий Рубенс и его муза.

Великий Рубенс и его муза.

«Натурщица» – это слово невольно ассоциируется с образом чувственной женщины с томным взором и роскошной фигурой. В памяти сразу предстают шедевры эпохи Возрождения, выдающиеся полотна импрессионистов и сюрреалистов… Позируя гениальным художникам и скульпторам, натурщицы часто были для них не просто объектом для изображения, но играли куда более важную, хоть и не всегда однозначную роль.


Маргарита Лути

Есть нечто парадоксальное в том, что сияющий целомудрием образ Сикстинской Мадонны создавался Рафаэлем при участии Маргариты Лути – женщины, которая обладала страстной, любвеобильной натурой.

Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515

Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515


У родителей Маргариты была своя пекарня, поэтому девушку прозвали булочницей, что на итальянском звучит, как Форнарина. Воспылав чувствами к 17-летней обольстительнице, 32-летний художник заплатил её отцу 3000 золотых, получив натурщицу и любовницу в одном лице.

Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519

Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519


Форнарина позировала Рафаэлю на протяжении 6-ти лет, то есть до конца его жизни, но верностью не отличалась и имела любовные связи с учениками, заказчиками, случайными гостями…

Энгр, «Рафаэль и Форнарина».

Энгр, «Рафаэль и Форнарина».


Существует версия, что причиной ранней смерти Рафаэля стала именно сексуальная ненасытность Форнарины. Сам же гениальный художник был уверен, что эту девушку послало ему небо, и утверждал, что любовь удваивает гений.

Елена Фоурмен

Кто она, белокурая красавица с пышными формами, неизменно присутствующая на картинах Рубенса? На протяжении большей части жизни художника это был лишь плод его фантазии. Но после судьбоносной встречи с Еленой Фоурмен рубеновский идеал женской чувственности приобрел реальные черты.

Портрет Елены Фоурмен.

Портрет Елены Фоурмен.


16-летняя девушка и овдовевший 53-летний художник заключили брак и были в нем взаимно счастливы, невзирая на огромную разницу в возрасте. Вдохновение, вызванное присутствием любимой женщины, было столь сильным, что Рубенс почти буквально обожествил её красоту.

 Венера перед зеркалом. Рубенс.

Венера перед зеркалом. Рубенс.


Поклонники фламандской живописи имеют возможность видеть её черты в образах царицы Вирсавии и богини Венеры. Признанием в самых нежных чувствах стал «Сад любви». На этом полотне Рубенс изобразил супругу в образе сразу нескольких женщин, символизирующих разные формы и стадии личных чувств: от первой пылкой влюбленности до уверенной любви зрелой дамы.

Сюзанна Валадон


Акробатка Сюзанна Валадон стала натурщицей, после того как получила травму во время исполнения циркового номера. Проявляя то женственность, то эксцентричность и импульсивность, она позировала Тулуз-Лотреку, Дега, Ренуару и с каждым из них имела любовную связь.

Сюзанна Валадон. Автопортрет

Сюзанна Валадон. Автопортрет


Став матерью в 18 лет, Сюзанна могла только предполагать, кто отец её ребенка. Но, как и следовало ожидать, сын Сюзанны – Морис Утрилло – также приобщился к миру творчества и стал известным живописцем-пейзажистом.


Вера Мамонтова


Совершенно не подходит под общее представление о натурщице дочь богатого мецената Саввы Мамонтова. Но именно её образ запечатлен в яркой жизнерадостной картине «Девочка с персиками».

Вера Мамонтова и она же на картине «Девочка с персиками».

Вера Мамонтова и она же на картине «Девочка с персиками».


Будучи 11-летним ребенком, Вера после прогулки вернулась домой и села за стол, держа в руках персик из собственного сада. Здесь же находились её родители с гостившим в имении Валентином Серовым. В красивой жизнерадостной девочке художник увидел героиню будущего портрета.

Вера Мамонтова.

Вера Мамонтова.


На протяжении последующих 2 месяцев Вера проявляла удивительное терпение, отказывалась от игр и ежедневно, помногу часов, позировала. Образ Веры Мамонтовой фигурирует в «Алёнушке» Васнецова, на полотнах Врубеля и Кузнецова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова >>

Елена Дьяконова

Среди натурщиц 20 века самой известной была и остается Елена Дьяконова. Русская эмигрантка покорила сердце Сальвадора Дали и стала для него вдохновительницей, менеджером и любящей супругой.

Мадонна сюрреализма Елена Дьяконова-Гала и Сальвадор Дали..

Мадонна сюрреализма Елена Дьяконова-Гала и Сальвадор Дали..


Перед знакомством с Сальвадором, Елена уже позировала Максу Эрнсту и даже была замужем за Полем Элюаром, который и стал называть её именем, которое вошло в историю: «Гала».

В прошлом художников вдохновляли только юные красавицы. Елена была старше Сальвадора на 10 лет. Но он увидел в ней источник вдохновения и превратил её в икону сюрреализма и живую легенду.

Натурщицы 21 века


С древних времен и до наших дней женская натура является важнейшей темой в творчестве живописцев. В реалистической или идеализированной форме она олицетворяет то чистоту нравственности, то обольстительное коварство, то материнскую нежность… Но несмотря на многоликость, каждый раз передает общий посыл – любая женщина прекрасна!

Современная натурщица на картинах минских студентов.

Современная натурщица на картинах минских студентов.


Сегодня натурщицы востребованы не меньше чем во времена античности или средние века. Но романтические отношения между художниками и моделями – большая редкость. В творческой среде это не принято и вредит репутации.

По мнению современных мастеров кисти, талант заключается в том, чтобы увидеть привлекательность и неповторимость в любом человеке. Поэтому к позированию приглашают женщин, независимо от их возраста и телосложения. Имена моделей, работающих в художественных училищах и частных мастерских, не афишируются. Но можно не сомневаться, что пройдет время и лучшие из них обретут заслуженную славу.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050518/38859/

Комментариев нет:

Отправить комментарий