Страницы

САМЫЕ РОСКОШНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РУКОПИСИ

Снимок.JPG
Многие средневековые рукописи украшены художественными сокровищами - рисунками фантастических зверей, осёдланных улиток и кроликов, владеющих мечами. Но в редких случаях бывает и фактическое сокровище. Жемчуга, бриллианты, сапфиры, изумруды и драгоценные металлы украшают обложки нескольких роскошных книг, и они прекрасны.
Средние Века проходили в Западной Европе под знаком безусловного доминирования церкви во всех сферах жизни. Книги были также преимущественно богослужебного содержания. Их роскошный переплёт украшали такие дорогие материалы, как слоновая кость, эмаль, редкие ткани, драгоценные металлы и камни. 
На создание даже одной книги уходило очень много времени. Для этой работы при монастырях были оборудованы специальные мастерские – скриптории. Поначалу всю кропотливую работу выполняли сами монахи, но впоследствии стали нанимать специальных мастеров – скрипторов (переписчиков). 

В скриптории
В скриптории
Для наиболее ценных рукописей создавали и роскошные переплеты. Много мастеров трудилось над ними - ювелиры, чеканщики, резчики, эмальеры. 
image.jpg

Задняя обложка евангелия Линдау, возможно, Зальцбург, последняя четверть восьмого века, между 880 и 899 годами.
Драгоценности обрамляют края и узор вокруг креста. Высота кластеров драгоценных камней имеет как практическую цель, так и эстетическую; они защищают остальную часть обложки, когда книга открыта. Евангелие Линдау девятого века - одна из двух лучших каролингских драгоценных жемчужин в мире. 
Применение драгоценных камней и драгоценных металлов служило почитанию текстов и украшениям церковных служб, а также отражало статус и богатство покровителей, которые их заказали.

Полюбуйтесь древней ювелирной работой.

8636811093_b7ffc32824_b.jpg
До изобретения механической печати книги были предметами ручной работы, заветными произведениями искусства и символами прочного знания. И еще, действительно, в средние века книга становится атрибутом Бога.
image (1).jpg

Передняя обложка, Линдау Евангелия , ок. 875.
Каждый этап создания средневековой книги требовал интенсивного труда, иногда с участием целых мастерских. Пергамент для страниц должен был быть сделан из высушенных шкурок животных, разрезанных по размеру и сшитых; чернила должны были быть смешаны, а ручки подготовлены. 
Писец копировал текст из нужного издания, и художники украшали его иллюстрациями. Самые шикарные средневековые книги были в обложках с эмалями, драгоценными камнями и резьбой по слоновой кости.

Из немногих сохранившихся переплетов Раннего Средневековья самым древним считается переплет Евангелия королевы Лангобардского королевства Теоделинды, датируемый седьмым веком. 
 
Евангелие лангобардской королевы Теоделинды. Начало 7 века
Хранится этот уникальный переплет в Италии, в соборе города Монца в Ломбардии. Для его украшения наряду с листовым золотом и драгоценными камнями уже были использованы и перегородчатые византийские эмали.
 
Imperial Book of Gospels (Reichsevangeliar), Aachen, Germany, 8 век
 
Codex Millenarius  777год
Codex Millenarius 777год
Кроме того, широкую популярность в качестве украшения переплетов получила и слоновая кость, из которой делали специальные резные накладки.
 
«Pax» Герцога Урсу 752 год, Музей христианства в Чивидале
«Pax» Герцога Урсу 752 год, Музей христианства в Чивидале
Первоначально это уникальное произведение ювелирного лангобардского искусства представляло собой крышку переплета, заключенную в рамку из позолоченного серебра и украшенную шестнадцатью драгоценными камнями. В центре ее – резная накладка из слоновой кости со сценой распятия. Называется этот переплет "Pax", поскольку его использовали во время литургии - выносили к верующим для поцелуя. 
 
Ирландский религ. манускрипт 750 г.
Ирландский религ. манускрипт 750 г.
 
Ирландский религ.манускрипт 750 г. Вид сбоку
Ирландский религ.манускрипт 750 г. Вид сбоку
 
Codex Aureus of St. Emmeram, 870г.
Codex Aureus of St. Emmeram, 870г.
 
Christ in Majesty and the Four Evangelists, 11 век, Германия, слоновая кость.
 
Christ in Majesty and the Four Evangelists, 11 век, Германия, слоновая кость.
 
Gospel book. Южная Италия, 1000-1050 гг.
 
Серебряная-позолоченная обложка со слоновой костью, Сакраментарий из Фронтале, 1050
 
Ювелирное покрытие с серебряными позолоченными фигурами Христа и четырех евангелистов. Последняя треть одиннадцатого века
 
Ювелирная обложка с литой фигурой Христа на серебряном и золотом фоне с драгоценными камнями. Последняя треть одиннадцатого века. Для Джудит Фландрии
image (3).jpg
Драгоценный покров, Бертольдский сакраментарий , ок. 1215.
image (2).jpg

Серебро, эмаль, Евангелие, 1700.
 
4-St-Theodore-MS-g21-back-cover.jpg

Серебряная-позолоченная обложка со слоновой костью, Сакраментарий из Фронтале, 1050.
 
8-St.-Luke-Writing.jpg
Саймон Бенинг (1483-1561), 
Св. Лука, написание Евангелия; с жемчугом, подвесками и брошами, ок. 1515. 

Старинные оклады периода Высокого или Классического Средневековья

 
12век, Париж, Лувр
12век, Париж, Лувр
 
12век, Париж, Лувр
 
 
Evangeliary by Hugo d'Oignies, 1228-1230гг.
 
St. Paul, Lavanttal, Carinthia. 1260г

Старинные оклады Древней Руси

Одним из ранних примером окладного искусства на Руси является серебряный переплет «Евангелия Федора Кошки» 1392 года, очень богато украшенный. При этом использованы самые разные техники – позолота, гравировка, литье, скань, зернь… 
 
Переплет «Евангелия Федора Кошки» (1392 год)
Главными фигурами на этом окладе являются Спас, Богоматерь и святитель Иоанн Златоуст. Над ними выгравировано изображение Спаса Эммануила, снизу - пророка Ильи, а также Федора Стратилата с мученицей Василисой. В углах - фигуры евангелистов: Иоанн с раскрытой книгой, Матфей с пергаментом, Лука с пером, и внизу справа - Марк, он пишет. 
 
Оклад Христофорова Евангелия. 1448. Серебро, литье, чеканка, гравировка, скань, чернь
 
Евангелие напрестольное и детали. Рукописное на бумаге, в золотом окладе, украшенном чеканкой, эмалью по скани, чернью, драгоценными камнями и жемчугом. Мастерские Московского Кремля. 1571 год
На некоторые уникальные оклады можно полюбоваться в Оружейной палате и в Патриаршей ризнице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий