Страницы

Почему знаменитый русский художник Василий Перов носил вымышленную фамилию


Проводы покойника. 1865. Государственная Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.

Проводы покойника. 1865. Государственная Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.

Среди выдающихся русских художников-реалистов второй половины 19 столетия, получивших всенародную признательность, почетное место занимает имя Василия Григорьевича Перова, названного «подлинным певцом скорби». При том не безосновательно: героями его жанровых полотен были в большинстве своем простые люди, униженные и оскорбленные, вечно голодные и оплакивающие своих умерших родственников. К тому же и личная драма детства и юности художника наложила свой глубокий отпечаток на весь его творческий путь.


Как незаконнорожденный мальчик, носивший чужую фамилию, стал Перовым



Автопортрет. (1851).Киевский национальный музей русского искусства. Автор: В.Перов.

Автопортрет. (1851).Киевский национальный музей русского искусства. Автор: В.Перов.


Драматична была судьба Василия Перова, незаконнорожденного сына губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и юной вдовы мещанина Иванова, Акулины Ивановны. Точная дата рождения его не известна, она колеблется между декабрем 1833 и январем 1834 года. И даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему право ни на фамилию, ни на титул отца.

 Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867). Автор: В.Перов.

Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867). Автор: В.Перов.


Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним "Перов" возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте.

Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, "очарованный волшебством живописи", начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю - "Перовым". Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем.

Учитель рисования. (1867). Автор: В.Перов.

Учитель рисования. (1867). Автор: В.Перов.


Отец Перова, свободомыслящий человек, друживший со ссыльными декабристами и принимавший их у себя в доме, был сослан в Архангельск и лишен материального достатка. А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам. Пока не остановился в Арзамасе, где Василий, невзирая на материальные трудности семьи, и был отдан учиться в художественную школу А. В. Ступина. Преподаватель говорил: «Васенька не пропадёт — у него талант от Бога, из него выйдет художник» и позволял ему ранее чем другим ученикам писать масляными красками.

Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876). Автор: В.Перов.

Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876). Автор: В.Перов.


В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству. Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин.

Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии он чуть было не оставил училище. Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём.

 Н. Г. Криденер - брат художника. (1856). Автор: В.Перов.

Н. Г. Криденер - брат художника. (1856). Автор: В.Перов.


По окончанию училища молодой художник представил в Академию художеств «Портрет Н. Г. Криденера», за который был отмечен малой серебряной медалью. В те годы уже и другие его произведения были замечены и публикой, и критиками. В нем многие увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова».

Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.

Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея. Автор: В.Перов.

Сюжет этого полотна определили слова народной песни: «Мать плачет, как река льётся; сестра плачет, как ручей течёт; жена плачет, как роса падёт — взойдёт солнышко, росу высушит».

Проповедь в селе. (1861). Автор: В.Перов.

Проповедь в селе. (1861). Автор: В.Перов.


Добившись разрешения на участие в конкурсе на большую золотую медаль Императорской Академии, Перов переезжает в Санкт-Петербург, где пишет свои работы «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». И что было удивительным - за первое произведение он действительно получил большую золотую медаль и право на поездку в качестве пенсионера за границу.

Сельский крестный ход на Пасхе. (1861). Автор: В.Перов.

Сельский крестный ход на Пасхе. (1861). Автор: В.Перов.


А вот второе попало в опалу и подняло бурю протеста. Пошли слухи, что "Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки". Эта работа вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил ее за правду и искренность; в то же время другие влиятельные критики утверждали, что "подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни".

Вдали от Родины


 Шарманщик. (1863). Автор: В.Перов.

Шарманщик. (1863). Автор: В.Перов.


Но как бы там ни было, за границу Перов все же поехал. Целый год он прожил в Париже, работая и изучая мировое искусство. Однако живописца тяготила заграничная жизнь, он страстно желал поскорее вернуться домой, даже обратился с прошением в Академию.

 Парижские тряпичники. (1864). Автор: В.Перов.

Парижские тряпичники. (1864). Автор: В.Перов.


В истории учебного заведения такой случай произошел впервые, так как пенсионеры Академии всеми средствами пытались продлить срок пребывания за границей. Но Василий Перов, тоскуя по родине, всем сердцем стремился в Россию, и ему разрешили досрочно вернуться домой.

Парижская шарманщица. 1864. Автор: В.Перов.

Парижская шарманщица. 1864. Автор: В.Перов.


Трагедия личной жизни


 Портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868). Автор: В.Перов.

Портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868). Автор: В.Перов.


Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат. Перед самой поездкой в Париж, в 1862 году, Василий Перов женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда - сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником.

Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило. Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал "громко", в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».

Великое наследие гениального художника


С сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования. Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера.

Проводы покойника. (1865). Автор: В.Перов.

Проводы покойника. (1865). Автор: В.Перов.


Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Проводы покойника». Полотно хоть и было небольшим по размерам, но великим по содержанию… Художник мастерски показал безысходность и одиночество крестьянской семьи, оставшейся без кормильца.

Тройка. Автор: В.Перов.

Тройка. Автор: В.Перов.


За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову получил звание академика.

Дилетант. (1862). Автор: В.Перов.

Дилетант. (1862). Автор: В.Перов.


Пять полотен Перова («Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка») демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года в Париже, где художественная критика и просвещенная публика по достоинству оценила его творческие работы.

 Гитарист-бобыль. (1865). Автор: В.Перов.

Гитарист-бобыль. (1865). Автор: В.Перов.


В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления.

 Птицелов. 1870. Третьяковка. Автор: В.Перов.

Птицелов. 1870. Третьяковка. Автор: В.Перов.


В 1870 году он получил первую премию за работу «Птицелов» и звание профессора Академии художеств.

 Продавец песенников. (1864). Автор: В.Перов.

Продавец песенников. (1864). Автор: В.Перов.


Приезд станового на следствие. (1857).Автор: В.Перов.

Приезд станового на следствие. (1857).Автор: В.Перов.


 Плач Ярославны. (1881).Частное собрание. Автор: В.Перов.

Плач Ярославны. (1881).Частное собрание. Автор: В.Перов.


Дворник-самоучка. (1868). Автор: В.Перов.

Дворник-самоучка. (1868). Автор: В.Перов.


Охотники на привале. (1871). Автор: В.Перов.

Охотники на привале. (1871). Автор: В.Перов.


 Рыболов. (1871). Автор: В.Перов.

Рыболов. (1871). Автор: В.Перов.


Снятие с креста. (1878). Автор: В.Перов.

Снятие с креста. (1878). Автор: В.Перов.


Утопленница (1867). Автор: В.Перов.

Утопленница (1867). Автор: В.Перов.


Однако кисти Василия Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея, которую вы сможете увидеть во 2-й части обзора.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290518/39106/

Комментариев нет:

Отправить комментарий