Страницы

Творчество мексиканских художников XVIII века рассматривает Метрополитен-музей

Мастерство и энергия художников из Новой Испании XVIII века стали главной темой выставки «Написано в Мексике, 1700 — 1790» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Это подборка примерно 110-ти произведений искусства — прежде всего картин — репродукции многих из которых ранее не публиковались. Работы были недавно отреставрированы. С их помощью кураторы впервые обращаются к значительным (но ныне зачастую забытым) мастерам и стилистическим разработкам того периода, выделяют новые живописные жанры и темы.


В течение первого столетия после завоевания Мексики художники из Европы,в основном Испании, столкнулись с растущим спросом на картины — как религиозные,так и светские. Некоторые живописцы открыли семейные мастерские, которые выдержали испытание временем. Уже к середине XVII возникло поколение художников,родившихся и обученных в Мексике, которые заняли видное место в жизни страны и разработали живописные стили, отражающие меняющийся культурный климат.
Николя Энрикес, «Обручение Богородицы» (1745). Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)
Николя Энрикес, «Поклонение волхвов с вице-королём Педро де Кастро-и-Фигероа» (1741). LACMA


XVIII век ознаменовался периодом художественного великолепия, расцвета местных школ живописи, изобретением новой иконографии и организацией академий. 

Живописцы демонстрировали необычайную универсальность,создавая как монументальные работы на стенах церквей и университетских залов, так и портреты, кастовые картины (изображения расово разнородных семейств), ширмы, а также иконы для домашних алтарей. 

Слева: Мигель Кабрера, «Девочка-альбинос у испанца и мориски» (1763). Музей искусств округа Лос-Анджелес
Многие профессиональные художники в тот период не только подписывали свои работы, чтобы сделать акцент на авторстве, но и добавляли латинскую фразу pinxit Mexici («написано в Мексике»), чётко отсылая к стране происхождения. Это красноречиво свидетельствует о том, какую гордость они испытывали за свои традиции и их связь с ведущими трансатлантическими тенденциями.

Для афиши выставки был выбран «Портрет доньи Марии Томасы Дюран Лопез де Гарденас», написанный Хуаном Патрисио Морлете Руисом примерно в 1762 году. Этот особый жанр портрета, изображающего девушку накануне вступления в монастырь, стал популярен во второй половине XVIII века. Такое призвание было большой честью для элиты Новой Испании, поскольку считалось, что монахини охраняли духовное благополучие вице-королевства.
Портрет доньи Марии Томасы Дюран Лопез де Гарденас
Хуан Патрисио Морлете Руис
1762, 102.1×84.3 см
Изображение отвечает традициям, установившимся в середине XVIII века: модель показана в три четверти на фоне бархатного занавеса, а её поза, одежда и окружающие предметы служат маркерами социального положения. Под портретом тщательно выписаны имена девушки и её родителей, место и дата её рождения, а также день и монастырь, в который она вступает.




Выставка «Написано в Мексике» разделена на семь хронологических и тематических секций. 

В раздел «Великие мастера» вошли работы ведущих художников, вокруг которых собрались группы,обеспечившие связь поколений и устойчивость местных традиций. Особая роль здесь отводится Хуану Родригесу Хуаресу, который продвигал идею создания независимой академии живописи. 

Слева: Хуан Родригес Хуарес,«Автопортрет» (ок. 1719). Национальный институт изящных искусств и литературы, Мехико
Рубрика «Мастера-рассказчики» и «Искусство выражения» посвящена возрождению повествовательной живописи в Мексике XVIII века в ответ на растущий спрос на изображения, передающие сложные сакральные истории из Библии и жизни святых. «Благородные стремления» и «Академия» исследует попытки художников реформировать живописные практики и бросить вызов укоренившимся социальным и профессиональным иерархиям. Они доказывали, что живопись — это благородное искусство, а не ремесло, и ссылались на художественные трактаты, отождествляли свою задачу с задачей высшего творца.
Вид на главную площадь Мехико
Хуан Патрисио Морлете Руис
1770, 96.8×151 см


В секции «Картины Земли» собрана изумительная группа изображений местных народов, традиций и мест. Среди них — городские пейзажи(ведуты), картины с изображением расово смешанных семей, ширмы в сельском стиле с фигурами влюблённых и сцены индейских свадеб. 

«Сила портретов» отражает значение,которое имел этот жанр для такого иерархического общества, как Новая Испания. Тогда во главу угла ставились благородство рождения, благочестие,богатство, титулы и заслуги.

Слева: приписывается Хосе де Ибарре,«Семья испанца и мулатки» (1730). Музей искусств округа Лос-Анджелес
«Аллегорический мир» рассматривает увлекательный, очень изобретательный вид живописи, передающий абстрактные теологические концепции или инструктирующие прихожан в вопросах веры. А «Представление священного» — это раскрашенные реплики культовых чудотворных образов. В эту секцию вошли семь картин из коллекции Метрополитен-музея, приобретённые с 2014 года.
Божественный супруг
Мигель Кабрера
1750, 108×147.5 см

Комментариев нет:

Отправить комментарий