Страницы

Российский художник Казимир Малевич и картины Чёрный квадрат, Чёрный круг, Чёрный крест



Казимир Северинович Малевич

Kazimierz Malewicz

Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, философ, теоретик искусства и педагог. Он является основоположником супрематизма – одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.


Дата и место рождения – 23 февраля 1879 г., Российская империя, Киев.

Дата и место смерти – 15 мая 1935 г. (56 лет), Санкт-Петербург, РСФСР, СССР.

Отец, Северин Антонович, был управляющим сахароваренного завода, принадлежащего предпринимателю Терещенко. Мать Малевича, Людмила Александровна, родила 14 детей, пятеро умерли. По происхождению родители поляки. Казимир был старшим сыном. Семья Малевичей, из-за работы отца, часто переезжала с места на место. Поэтому учился Казимир везде по чуть-чуть. В 1895-1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, учась у Н. К. Пимоненко.


В 1894—1895 годы Малевич жил в Конотопе. По воспоминаниям самого художника первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет.

В 1896 году семья переехала в город Курск, где Малевич некоторое время работал мелким чиновником, отказавшись от службы, он посвятил себя изобразительному искусству, изучая живопись импрессионизма, мистический символизм, перешёл к постимприссионистскому «примитивизму». Его работы выставлялись на выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1904 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

С 1907 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве.

В 1907 году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми).


В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами.

С 1919 по 1922 год Малевич преподавал в витебской Народной художественной школе «нового революционного образца». Делал декорации к спектаклям В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф».

С 1923 года Малевич, вернувшись из Витебска в Москву, возглавил Государственный институт художественной культуры, им были сформулированы впервые идеи трёхмерного супрематизма, повлиявшие на современный дизайн и архитектуру. Он хотел отказаться от революционных идей и уйти в «чистый дизайн».

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в Государственной академии художественных наук (ГАХН) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём, окружив себя учениками, переехавшими за ним в Петроград. В 1924 г. МХК был переименован, и с 1924 по 1926 год Малевич был директором Ленинградского государственного института художественной культуры.

В 1930 году в Берлине и Вене были показаны работы Малевича.

В 1931 году Малевич готовит эскиз росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 его знают уже в должности руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.

В 1933 году русский художник тяжело заболел.

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года.
Супрематизм

Supremus


Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. От лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо.

Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.


После Малевича один из наиболее известных художников-супрематистов и создатель архитектурного супрематизма был советский архитектор и преподаватель – Лазарь Хидекель.
КАРТИНЫ ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, ЧЁРНЫЙ КРУГ, ЧЁРНЫЙ КРЕСТ

«Чёрный квадрат»


Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Несмотря на кажущуюся простоту, картина “Черный квадрат” всегда привлекает к себе большое внимание и занимает особое место в выставочном пространстве. Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами – это черный, красный и белый.

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики… Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства… Так чувство стало главным в его жизни.

Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности.
Чёрный круг


Картина принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названному К. С. Малевичем супрематизмом, или «новым живописным реализмом». Картина написана в 1915 году, позднее автор для различных выставок сделал её варианты, — авторские повторения. Первый «Чёрный круг» был написан в 1915 году и экспонировался на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Ныне хранится в частном собрании. Второй вариант картины был создан учениками Малевича (А. Лепорской, К. Рождественским, Н. Суетиным) под его руководством. В настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Черный круг» — образец беспредметной живописи, которую сам Казимир Малевич назвал супрематизмом (иным реализмом в живописи). Для художника эта зримая беспредметность – вывод из всего существующего мира предметов, абсолютно новый аспект, максимально открывший не только широту пространства, но и всю Вселенную. Формы, созданные Малевичем, находятся в некоем безвесном состоянии, они как бы летят, ни на что не опираясь. Черный круг – невероятно важный модуль системы пластического характера, большой потенциал стилеобразующего характера абсолютно новой идеи, которую Малевич и назвал супрематизмом.
Именно из первоначального «Черного круга» Малевич создает свое гениальное творение «Черный квадрат», этим он наконец-то устранил вечную проблему круга и квадрата, которая долгое время волновала всех математиков и которую они никак не могли решить.
Чёрный крест


Казимир Северинович Малевич приблизительно в 1923 г. создал картину Черный крест. Супрематическим или по-другому, наивысшим высочайшим и беспредметным изображением является это художественное произведение.

Крест, который мы видим, составлен из четырёх квадратов, находящих друг на друга. В середине они образуют ещё один маленький квадрат. Квадратен холст и по краям креста квадраты! И квадрат и крест являются древнейшими символами. Квадрат во многих культурах означает земное начало и Землю в целом, четыре стороны света, четыре стихии и многое другое. Это стабильная, устойчивая форма. Крест символизировал и огонь, и единство духовного и земного начала. Вертикаль – это небо, горизонталь – земля. На пересечении этих линий, в пятом квадрате можно мысленно поместить человека. В дохристианскую эпоху крест не нёс такого сильного образа смерти как сейчас, был скорее охранным знаком.

Какой смысл вложил художник в свое произведение, неизвестно. Если предположить, что эмоционально черный цвет – это покой, нулевая точка, смерть, то белый становится деятельностью, развитием, жизнью. Крест касается краев картины, его можно продлить далеко за эти края. Пустота стремится захватить весь мир, но её ограничивают белые квадратные плоскости и квадратный формат картины. От этого происходит интересное ощущение силы и доминанты креста, но благодаря формату и присутствию белого – появляется спокойствие и уверенность. Из жизни происходит смерть, а затем снова – жизнь. Очень похоже на знак бесконечности, космогонический символ, показывающий известный человеку мир и определяющий его положение в нём.

Комментариев нет:

Отправить комментарий