Страницы

Почему великий Тициан считал «маленького красильщика» своим конкурентом и другие факты о Тинторетто



Итальянский художник Тинторетто преуспел в создании грандиозных, эмоциональных и часто глубоко волнующих картин и портретов венецианской аристократии. Его биография полна легенд и загадок. Почему Тинторетто вел скромный образ жизни, несмотря на несметные богатства? Правда ли, что Тициан – величайший художник Венеции XVI века – видел в нем конкурента? А также история о том, как Тинторетто перехитрил своих соперников в конкурсе за роспись церкви.


Его имя означает «маленький красильщик»
Настоящее имя Тинторетто было Якопо Робусти, но он более известен по прозвищу, означающему «маленький красильщик». Его отец был красильщиком тканей, а это означало, что его сын рос в творческой атмосфере, ежедневно наблюдая работу с широкой палитрой богатых пигментов. Влияние этого раннего опыта очевидно в его более поздних картинах, которые ярко и роскошно окрашены. Фактически, художник получил свое прозвищу благодаря итальянскому слову «красильщик» («тинтор»).




Инфографика: о художнике


Дети Тинторетто пошли по его стопам
Тинторетто известен не только своими великолепными работами, но и довольно уединенным образом жизни. Художник был сосредоточен только на своей работе и благополучии своей семьи. Его дочь Мариетта и сыновья Доменико и Марко пошли по стопам своего знаменитого отца и стали художниками. Доменико в конечном итоге взял на себя руководство большой мастерской Тинторетто, создавая вдохновляющие картины в манере своего отца. Некоторые из его работ ошибочно приписывают Тинторетто-старшему.




Портреты Доменико и Мариетты Робусти (Тинторетто)


Тинторетто вдохновлялся Тицианом
Истинным учителем для Тинторетто всегда был Тициан. Но здесь важно различать: творчество Тинторетто отнюдь не повторяет манеру Тициана. Работы Тинторетто – это основы искусства Тициана с примесью пламенного и эмоционального творчества Тинторетто. Результат - эффект барокко, который совершенно противоположен твердой и величественной манере Тициана. Если картины Тинторетто с первого взгляда часто поражают своей драматичностью, то при ближайшем рассмотрении они почти неизбежно обнаруживают тишину и покой.




Портреты Тинторетто и Тициана


Якопо Тинторетто был самым плодовитым художником Венеции конца XVI века
Примерно с 1539 года Тинторетто начал работать самостоятельно как художник. Его талант и трудолюбие были оценены по достоинству. Тинторетто получал множество заказов от церквей, общественных организаций и венецианской элиты, работал над несколькими запрестольными образами, портретами и мифологическими сценами. Впоследствии старания Тинторетто сделали его самым плодовитым живописцем конца XVI века.


Тициан видел в Тинторетто конкурента и потому выгнал его из мастерской
Существует одна любопытная легенда, согласно которой Тинторетто изгнали из мастерской главного художника Венеции, Тициана. Как утверждается, последний принял такие меры, чтобы молодой Тинторетто не стал ему конкурентом. Однако меры предосторожности Тициана оказались бесполезными, поскольку Тинторетто начал самостоятельно изучать работы великих итальянских художников. И, как демонстрирует его искусство, самообучение оказалось очень благотворным. Тициан благодаря своему статусу даже влиял на конкурсы, чтобы исключить Тинторетто, и выступал посредником в пользу своего протеже Веронезе. Так было и в 1560 году, когда Веронезе назначили ответственным за подготовку образов Платона и Аристотеля для библиотеки Сан-Марко, а Тинторетто было запрещено участвовать в конкурсе. Но Тинторетто не так легко было перехитрить. Он нашел слабое место в работе Тициана. Последний работал очень медленно, заставляя своих покровителей щедро тратить огромные суммы денег, чтобы получить заказ у самого Тициана. А Тинторетто, напротив, работал быстро и просил своих покровителей платить столько, сколько они хотели, или ничего, что создавало серьезную угрозу для дел Тициана.




«Чудо святого Марка». Якопо Тинторетто. 1548 /Фото: art-dnevnik.ru


Роспись школы Скуола Сан-Рокко стала его величайшим триумфом
В 1560 году братство школы проводило конкурс, чтобы выбрать художника, который распишет потолок одного из залов. Тинторетто, жаждущий быть принятым в братство, принял участие в конкурсе вместе со своим коллегой и соперником Веронезе. По заданию комиссии нужно было подготовить эскизы, по результатам рассмотрения которых будет выбран художник, которому назначат роспись всей школы. Однако вместо того, чтобы выполнить лишь эскизы, как требовалось, Тинторетто подготовил полную картину и даже установил ее на потолок, прежде чем представить ее судьям. Тинторетто прекрасно понимал, что братство, которое было создано для благотворительной помощи, не будет отклонять какие-либо благотворительные пожертвования. Когда комиссия приступила к рассмотрению эскизов участников, Тинторетто объявил, что преподносит роспись школе в качестве подарка. В результате, несмотря на негодование конкурентов, Тинторетто победил, и его роспись с изображением Святого Роха до сих пор украшает зал школы.



«Св. Рох во славе». Якопо Тинторетто. 1564 / Фото: desharel.blogspot.com


Будучи необычайно богатым, Тинторетто жил невероятно скромно
Несмотря на внушительный успех, которого он достиг в мире искусства, Тинторетто сохранял скромный образ жизни. Из религиозных изображений Тинторетто становится ясно, что мастер ценил жизнь простоты и считал смирение великой честью. Например, изображение Марии в крошечном ветхом доме в его «Благовещении» отражает восхищение художника бедными и скромными людьми. Хотя его блестящие произведения, несомненно, принесли ему огромный запас богатства, Тинторетто жил скромной жизнью, никогда не путешествовал и не вмешивался в государственные дела.




«Благовещение». Якопо Тинторетто. 1576-1581 / Фото: smallbay.ru


Тинторетто отказался от оплаты самого внушительно проекта

В возрасте 20 лет Тинторетто получил заказ на роспись церкви Мадонны-дель-Орто. Художник расписал стены, орган и хоровое пространство сюжетами из Библии. Самой большой росписью была сцена «Страшного суда».




Страшный суд (верхняя половина росписи)




Страшный суд (нижняя половина)

В ней взгляд зрителя простирается на множество хаотически расположенных человеческих тел и ангелов, переходя к аккуратной и удивительно минималистической фигуре Христа. Примечательны в этой работе два факта. Во-первых, Тинторетто отказался от оплаты за роспись, объясняя это тем, что создает ее исключительно для повышения своего художественного статуса. И второе - в этой же церкви Тинторетто впоследствии был похоронен.

Автор: Джамиля Курди
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011020/47710/

Комментариев нет:

Отправить комментарий