Страницы

С чем ассоциировала публика гигантские цветы художницы: Магические женственные картины Джорджии О’Кифф

 




"Мать американского модернизма" - так называли Джорджию О’Кифф – одну из самых самобытных и ярких художниц в истории мировой живописи прошлого века. Она увлеклась крупномасштабным изображением цветов. Именно эти работы принесли ей широкую известность и стали объектом исследований ученых-психоаналитиков, которые однозначно усматривали в ее полотнах эротический подтекст и фаллическую символику. Примечательно, что сама художница резко протестовала против такой оценки и утверждала, что в ее цветах «эро- не более, чем заложено природой». Ей почти шестьдесят лет пришлось бороться с общепринятым мнением. А вот в чьих словах была истина – сегодня судить вам.


Джорджия О’Кифф (1887–1986) - знаменитая американская художница.

Джорджия О’Кифф (1887–1986) - знаменитая американская художница.


Джорджия О’Кифф (1887–1986) прожила почти сто лет. Перед нею прошли самые эпохальные события целого века, а также отчаянная борьба за права женщин, чернокожих и секс-меньшинств. Тем не менее, О’Кифф не писала картин на злободневные темы и не бросала кому-либо вызов своими работами. Она просто писала то, в чем видела красоту – и в окружающем мире, и в самой себе. Именно этим и покорила мир эта незаурядная женщина.

Женщина, которая первой среди художниц была удостоена в 1946 г. персональной выставки в Музее современного искусства Нью-Йорка, которая была членом нескольких художественных академий... Женщина чьи работы в наши дни оцениваются в миллионы долларов. Пустынные пейзажи любимого Нью-Мексико и гигантские цветы служили ее вдохновению и сделали ее известной всему миру.

Джорджия О’Кифф. «Дурман» (1932 год), известен также как «Белый цветок №1». (Полотно ушло с молотка на торгах аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке в ноябре 2014 года за $44,4 млн. Оно поставило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами. Предыдущий рекорд принадлежал американке Джоан Митчелл. Ее абстрактную картину «Без названия» 1960 г. продали на Chrisite's за $11,9 млн в мае 2014 года.  «Дурман» выкупил американский музей — Музей американского искусства Crystal Bridges.

Джорджия О’Кифф. «Дурман» (1932 год), известен также как «Белый цветок №1». (Полотно ушло с молотка на торгах аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке в ноябре 2014 года за $44,4 млн. Оно поставило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами. Предыдущий рекорд принадлежал американке Джоан Митчелл. Ее абстрактную картину «Без названия» 1960 г. продали на Chrisite's за $11,9 млн в мае 2014 года. «Дурман» выкупил американский музей — Музей американского искусства Crystal Bridges.


Модернистка и супермодель своего времени, в 1936 году писала свой знаменитый «Дурман», не подозревая, что позже он станет самым дорогим произведением искусства, созданным женщиной. Впрочем, как и множество других ее великолепных картин, продаваемых в наше время на аукционах за баснословные деньги.

Джорджия О’Кифф. «Каллы на красном». (1928 год). Продано на аукционе Sotheby’s 14 ноября 2018 за $6,2 млн.

Джорджия О’Кифф. «Каллы на красном». (1928 год). Продано на аукционе Sotheby’s 14 ноября 2018 за $6,2 млн.


Джорджия так описывала свой уникальный метод работы над картинами: «как можно красивее заполнить пустое пространство». Почти буддистский подход к живописи позволил ей достичь визуальной простоты и лаконичности. Изображение маленьких цветов, заполняющих холст, говорит о необъятности природы и побуждает зрителей по-другому взглянуть на цветы. Поэтому долгие годы ей приходилось бороться с обвинениями, что в каждой ее картине с изображением цветов просматривается стилизованное изображение вульвы. Ей самой, а также многим ее поклонникам было непонятно в чем кроется криминал. Ведь действительно детальное изображение наружных органов многих цветов удивительно напоминают строение женской вульвы...

Ирисы. Автор: Джорджия О’Кифф.

Ирисы. Автор: Джорджия О’Кифф.


Однако главной причиной противостояния О’Кифф было то, что она четко осознавала: если за тематикой ее работ закрепится репутация, читаемая многими как «цветы / женские половые органы», арт-рынок сведет все ее творчество к этой выгодной формуле. Она всеми силами пыталась этому сопротивляться, но голос художницы терялся в хоре интерпретаторов.

Немного о Джорджии О’Кифф


Джорджия О’Кифф родилась в ноябре 1887 года на большой молочной ферме в Висконсине. Она была вторым ребенком и первой девочкой среди семерых отпрысков своих родителей. Однако уже спустя три года семья продала ферму и выехала в Вирджинию. Мать многодетного семейства считала, что все ее дети должны получить достойное образование, чтобы в будущем иметь хорошую работу и безбедное существование.

Джорджия О’Кифф.

Джорджия О’Кифф.


«Я буду художницей!»


Именно так маленькая Джорджия заявила для всех, как, впрочем, и для себя самой. Эти слова, хотя и были восприняты, как детские фантазии, в дальнейшем определили всю жизнь О’КифФ. Правда, нужно отдать должное ее родителям, которые дали дочери необходимое образование, даже не задумываясь над тем, что она остепенится и поменяет профессию.

В юные годы Джорджия брала частные уроки живописи в Висконсине, а окончив школу переехала в Чикаго и поступила в Институт искусств. Однако грандиозные планы девушке вскоре пришлось изменить из-за болезни. В те годы в США свирепствовал тиф, и Джорджии несколько месяцев пришлось бороться со смертельным недугом. После выздоровления девушка уехала в Нью-Йорк и начала учиться в Лиге студентов-художников. Этот огромный американский город стал знаковым в жизни О’Кифф. Здесь она начала свою карьеру художника, здесь по прошествии нескольких лет прославилась, и здесь она встретила свою судьбу.

Любовь двух талантливых людей



Альфред Стиглиц - талантливый американский фотограф. (1902 год). / Джорджия О’Кифф в молодости.

Альфред Стиглиц - талантливый американский фотограф. (1902 год). / Джорджия О’Кифф в молодости.


Альфред Стиглиц был не только талантливым фотографом своего времени, но и большим ценителем искусства. Как-то в 1908-м к нему в руки попало несколько рисунков Джорджии, выполненных углем. В то время молодая девушка преподавала живопись в техасском колледже. Очарованный ими, Стиглиц воскликнул: «Наконец-то! Женщина на бумаге!» и выставил эти работы в своей галерее. Через время узнав, что ее рисунки экспонируются без ее ведома, рассерженная Джорджия явилась в Нью-Йорк, встретилась со Стиглицем и потребовала, чтобы тот снял ее работы. Однако фотограф приложил немало своего обаяния и красноречия, чтобы переубедить начинающую художницу. К моменту, когда О’Кифф уехала, Стиглиц был уже совершенно очарован не только ее картинами, но и ею самой.

Цветы. Автор: Джорджия О’Кифф.

Цветы. Автор: Джорджия О’Кифф.


Пройдет немного времени и Стиглиц организует первую персональную выставку Джорджии О’Кифф в своей галерее «291». А спустя год, Джорджия, переболев тифом и оставшись без работы, поддастся уговорам Альфреда и окончательно переберется в Нью-Йорк, чтобы начать новую жизнь в качестве художницы, музы и возлюбленной Стиглица. Их не смущала ни разница в возрасте почти в 24 года, ни тот факт, что фотограф был еще женат на другой.

Цветы. Автор: Джорджия О’Кифф.

Цветы. Автор: Джорджия О’Кифф.


Следующие несколько лет Джорджия и Альфред были неразлучны. Он был для нее всем: учителем, меценатом, любовником. Джорджия наконец-то была совершенно счастлива, она была любима и имела возможность постоянно писать картины. А Стиглиц фотографировал ее, словно одержимый. За двадцать лет их отношений он сделал более трех сотен портретов О’Кифф. Помимо этого, он маниакально документировал каждую часть ее тела и лица, особенно восхищался руками своей любимой, ради которой он пренебрег буржуазным благополучием, разорвал налаженные связи. Он ввел Джорджию в круг своих друзей фотографов-модернистов, познакомил с творчеством Брака, Дюшана, Пикассо, Матисса.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения супруги Стиглица, была его выставка фоторабот в 1921 году, на которой публика увидела портреты обнаженной Джорджии. Разумеется, что такая выходка Альфреда повлекла за собой развод. В 1924 году, став, наконец, свободным человеком, фотограф предложил своей возлюбленной руку и сердце.

Пейзаж. / Цветы. Автор: Джорджия О’Кифф.

Пейзаж. / Цветы. Автор: Джорджия О’Кифф.


В тот же период О’Кифф впервые начала писать с натуры свои громадные цветы, увеличивая их в сотни раз, чтобы передать свое восхищение несокрушимой силой природы, скрытой в маленьком и недолговечном растении. Для своих картин О’Кифф чаще всего выбирала очень нежные и фактурные цветы: каллы, ирисы, маки, дурман и петунии. Джорджия творила свою уникальную живопись, а муж взял на себя организацию выставок и продажу картин. В 1928 году он продал шесть ее живописных работ с каллами за фантастическую для того времени сумму – 25 тысяч долларов.

Это вдохновляло и одновременно угнетало художницу. Ради любви к Альфреду О’Кифф отказалась от мысли стать матерью, поскольку Стиглиц твердил ей, что главное ее предназначение – писать. До конца своих дней он оставался самым преданным ее поклонником. Хотя втайне всегда завидовал ее славе.

Живопись от Джорджии О’Кифф.

Живопись от Джорджии О’Кифф.


Сказать, что любовные отношения между парой были гармоничными, тоже никак нельзя, ибо они нередко заходили в тупик. После нескольких лет изматывающего супружества, Стиглиц не выдержал и оставил Д. О’Кифф ради своей 22-летней ученицы Дороти Норманн, которая просто молча его обожала. Этот разрыв стал серьезным ударом для Джорджии, и она стала находить утешение в постоянных поездках и в других мужчинах.

Проходило время, художница и фотограф мирились после взаимных измен и снова сближались, невзирая на то, что Альфред был неисправимым ловеласом, предпочитающим молодых женщин. И так было до самой смерти Стиглица в 1946-м. Какая-то неведомая сила держала их вместе. А когда его не стало, женщина переселилась на ранчо в Нью-Мексико, чтобы остаться там навсегда. Именно туда она всегда ездила в поисках вдохновения и душевного равновесия, когда муж был жив и у них случались разлады.


Отказавшись от цивилизации, художница выбрала девственную вечность Нью-Мексико. Именно работы, созданные под синим небом пустыни, станут известны всему миру. Она говорила: «Здесь пол работы уже сделано до тебя».

Джорджия О’Кифф в старости на своем ранчо.

Джорджия О’Кифф в старости на своем ранчо.


В конце 1960-х здоровье О’Кифф резко пошатнулось, и уже к 1971 году она практически потеряла зрение. Ей пришлось полностью прекратить писать. Женщина стала заниматься скульптурой, в чем ей помогал молодой гончар Хуан Гамильтон, ставший в последние годы ее компаньоном и ближайшим другом. Он был младше художницы на 53 года.

Умерла художница в 1986 году, совсем немного не дожив до собственного столетия. Она оставила после себя более двух тысяч картин и рисунков. «Когда я думаю о смерти, - говорила она, - то жалею лишь о том, что больше не смогу увидеть эту прекрасную страну. Разве что индейцы говорят правду, и моя душа будет бродить здесь и после того, как я уйду».


P.S. Ида О’Кифф - художница, попавшая в тень своей знаменитой сестры


 Альфред Стиглиц. Портрет сестёр О’КифФ (1924). / Ида О’Кифф - художница, попавшая в тень своей знаменитой сестры.

Альфред Стиглиц. Портрет сестёр О’КифФ (1924). / Ида О’Кифф - художница, попавшая в тень своей знаменитой сестры.


Джорджия была лишь на два года старше Иды, но их характеры были совершенно полярными. Старшая целенаправленно выстраивала свою карьеру, обучаясь в художественных вузах; меньшая - опиралась на знания, полученные на уроках рисования. В отличие от сестры, Ида была медлительной и нерешительной. Она буквально металась между медициной и живописью. "Жизнь художника требует дисциплины и целеустремлённости — если ты не веришь в себя, то никто не поверит,"- говорил Альфред Стиглиц, пытавшийся ухлестывать и за меньшей сестрой. У Иды же никогда не было таких качеств. Тем не менее, она смогла выйти из тени своей сестры, и персональная выставка ее работ в 1933 была тому подтверждением.

Ида О’Кифф, «Рыба» (1933).

Ида О’Кифф, «Рыба» (1933).


Ида О'Кифф, «Вариация на тему маяков II» (1931-32) / «Вариация на тему маяков IV» (1931-32).

Ида О'Кифф, «Вариация на тему маяков II» (1931-32) / «Вариация на тему маяков IV» (1931-32).

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101020/47818/

Комментариев нет:

Отправить комментарий