Страницы
▼
Почему картина Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» более 200 лет ждала признания искусствоведов и коллекционеров
За 43 года жизни голландский художник Ян Вермеер написал около 40 полотен. Он покинул этот мир в нищете и забвении, оставив на руках вдовы одиннадцать детей. В 1881 году его знаменитое полотно «Девушка с жемчужной серёжкой» ушло с молотка за 2,3 гульдена (около 30 долл.), а сейчас эту картину сравнивают с «Джокондой» да Винчи. Из-за простоты и лаконичности композиции, отсутствия лишних деталей героиню полотна часто называют северной Моной Лизой. А Вермеера лишь спустя три столетия признали выдающимся художником эпохи барокко.
Почему нам так мало известно о Яне Вермеере?
«Молочница» (1658). / «Концерт» (1664).
Современные искусствоведы ставят Яна (Йоханнеса) Вермеера в один ряд с такими великими голландскими художниками, как Рембрандт, Гойен, Блумарт. Более 200 лет его картины не представляли интереса и приписывались другим художникам. Только в 1860-х гг. немецкий критик Густав Вааген открыл миру Яна Вермеера.
О личности Вермеера известно крайне мало. Что говорить, если даже точная дата его рождения до сих пор остаётся неизвестной. Его возраст принято считать от даты крещения — 31 октября 1632 года. Ян родился в семье ткача, который в 1630-х занимался перекупкой произведений искусства. Скорее всего, именно наблюдая за работой отца, мальчик развил в себе художественное чутьё. В 1652 году Рейньер Вермеер умер, оставив семью без гроша в кармане: все его сбережения ушли на погашение долгов. В 1653 году Ян Вермеер взял в спутницы жизни Катарину Борнс. Чтобы связать себя узами брака с любимой, протестанту Яну пришлось принять католицизм.
Ян Вермеер «Вид Делфта» (1661)/ «Вид Делфта» (1661).
В Делфте он обзавёлся постоянными клиентами. Его работы покупали местные меценаты — Хендрик ван Буйтен, Питер ван Рейвен и другие. Остаётся под вопросом, делал ли он картины специально на заказ или продавал уже готовые работы? Ведь в отличие от других мастеров того времени, Вермеер писал всего два полотна в год. По всей видимости, за свои работы он получал немалые гонорары, раз мог прокормить семью из тринадцати человек. Также бытует мнение о том, что основным занятием Вермеера была вовсе не живопись. На тот момент его имя уже знали в Гааге, Антверпене, Амстердаме и других городах, но оно звучало не так часто, как имена художников, которые дни и ночи напролёт трудились у мольберта.
В 1672 году началась Голландская война. Искусство отошло на второй план, и Вермеер оказался не у дел. Финансовое положение семьи значительно ухудшилось. В декабре 1675 года художник скончался от сердечного приступа.
Нидерландский художник Ян Вермеер
Леонард Браммет (1906–1994) и Герард Терборк (1617—1681).
Доподлинно неизвестно, чьим учеником был Вермеер. Его современники говорят, что художник тесно общался с Леонардом Брамметом и Герардом Терборком. Возможно, один из них и был учителем юного живописца. Кроме того, во многом повлиял на творчество Вермеера Карел Фабрициус, автор знаменитого «Щегла». В 1653 году Ян Вермеер становится учеником гильдии художников Делфта.
«Щегол» — картина голландского художника Карела Фабрициуса, написанная в 1654 году.
В его ранних работах можно найти следы влияния утрехтских караваджистов. А вот уже в более поздние годы Вермеер поэтизировал быт, который в его представлении имел женский облик. Стоит отметить, что в отличие от других художников, которые рисовали с натуры, практически все сюжеты и композиции картин Вермеера вымышлены. Позы главных героинь, их жесты и мимика свидетельствуют о скрупулёзных наблюдениях Вермеера за людьми. На его картинах чаще всего одна-две фигуры занимаются мирскими делами. Они то читают письма, то дремлют, то музицируют или занимаются шитьём.
Чем «Девушка с жемчужной серёжкой» покорила мир искусства
«Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665).
Её взгляд смотрит словно сквозь столетия. Голова девушки немного наклонена в сторону. Серо-голубые глаза искрятся, а влажные розовые губы слегка приоткрыты, но при этом её облик воплощает спокойствие и смиренность. Её голова закутана в жёлто-синий тюрбан. Весь её образ скромный и невинный. Лишь крупная жемчужная серьга в правом ухе разбавляет аскетичный вид героини. Украшение настолько велико, что больше напоминает имитацию из стекла. Удивительно, но главный элемент картины был нарисован всего с помощью двух мазков белил.
На сегодняшний день это самая знаменитая работа Яна Вермеера. Портретом её никак не назовёшь, скорее изображение типажа. В подтверждение этому можно отметить отсутствие каких-либо отличительных черт главной героини.
Вермеер концентрирует наше внимание на игре света, аксессуарах, мягких линиях и выразительном взгляде. Работая в технике сфумато, Вермеер специально оставляет некоторые детали без особого внимания. Например, одежду он изображает практически схематично. Но вместе с тем художник показывает текстуры тканей, а в изображении экзотического тюрбана он использует и вовсе драгоценный пигмент ультрамарин. Голова девушки смоделирована так досконально, что напоминает фотографичную работу.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (нидерл. Het meisje met de parel) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера.
Особую роль в своих картинах Вермеер отводил свету. И эта картина не является исключением. Зритель видит мягкий рассеянный свет, падающий на выступающие части лица девушки. Блеск в глазах, влажное мерцание на губах и отражение света в украшении – во всём этом и был Вермеер.
Долгое время полотно оставалось без внимания. В 1881 году картина была выставлена на продажу на аукционе в Гааге. Ею заинтересовался коллекционер Виктор де Стюрс, который уговорил своего товарища Арнольдуса де Томба приобрести ещё не признанный шедевр за потешную сумму. После смерти Стюрса «Девушку...» передали в Королевский музей Маурицхёйс, Гаага.
Кто же она — девушка с картины?
Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» (2003). В главных ролях: Скарлетт Йохансон и Колин Фёрт.
По некоторым данным девушка, с которой Вермеер списывал героиню картины, была его любовницей. Однако биографы художника сильно сомневаются в этом. По словам современников, Вермеер любил свою жену и 15 детей (четверо из которых умерли во младенчестве). Ради неё он принял другую веру. Именно она стала его музой и была натурщицей для многих его полотен.
Конечно, существует версия о том, что девушка с картины — это и есть жена Вермеера. Однако разница в возрасте на тот момент была слишком большой. Некоторые говорят, что это была его старшая дочь Мэри в возрасте 12 или 13 лет. Однако доказательств этому нет.
По всей видимости, в картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер изобразил свою жену Катарину.
Ещё одна теория предполагает, что девушка была обыкновенной служанкой. Однако, учитывая обычаи голландского общества XVII века, это маловероятно. Хозяева и слуги держались на расстоянии друг от друга. Так что трудно представить себе служанку, позирующую художнику. Впрочем, от Вермеера можно было ожидать всё что угодно.
Таким образом, по сей день неясно, кто именно изображён на портрете. «Девушка с жемчужной серёжкой» рьяно хранит секрет своего имени. Исходя из личности Вермеера и его нелюбви к референсам, можно вполне предположить, что завораживающий образ — это всего лишь очередной плод фантазии художника.
Жемчужная серёжка или нет?
Жемчужная серьга в разных полотнах Вермеера.
Искусствоведы давно обратили внимание на эту жемчужную серьгу. Как для реально существующей она кажется уж слишком большой. В XVII веке подобные изделия были чрезвычайной редкостью. Да и владели ими лишь состоятельные люди, а Вермеер явно не был одним из них.
В 2014 году художник Винсент Ике предположил, что жемчужная серёжка сделана вовсе не из жемчуга. По его мнению, материалом для украшения послужило серебро или полированное олово. Хотя, опять же, благодаря своей буйной фантазии Вермеер мог создать не только девушку, но и саму жемчужную серёжку. Стоит отметить, что подобная серьга появляется ещё на восьми полотнах живописца, включая «Девушку с жемчужным ожерельем».
Как «Девушка с жемчужиной» едва не лишила жизни Хана Мегерена
Великий фальсификатор - Хан Антониус Ван Мегерен.
Вермеер прожил короткую жизнь и не оставил после себя ни учеников, ни последователей. Однако спустя века стали появляться всевозможные подделки на работы Вермеера. Наиболее известным аферистом, выдававшим свои работы за полотна Вермеера, был нидерландский портретист Хан ван Мегерен.
В 1940-е гг. Мегерену удалось обменять у одного из лидеров гитлеровской Германии свою подделку на 137 полотен из частной коллекции. За это художника обвинили в коллаборационизме и приговорили к смертной казни. Мошеннику пришлось полностью признать вину, чтобы избежать страшного наказания. В итоге Мегерен был приговорён к одному году тюремного заключения, где, как и Вермеер, умер от сердечного приступа.
«Кружевница» (1670). / «Бокал вина» (1658-1660).
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210122/52350/
Комментариев нет:
Отправить комментарий