Страницы

Что рассказывает об истории государства российского Великоновгородский памятник «Тысячелетие России»



Монумент «Тысячелетие России» по праву называют одним из наиболее помпезных не только в Великом Новгороде, но и во всей России. Расположен в центре Новгородского кремля. Он поражает туристов и жителей города роскошной композицией. Внешний вид памятника походит на церковный колокол или шапку Мономаха. Его венчает шар, символизирующий Российскую державу, с водружённым крестом. Бронзовые шар и скульптуры стоят на цилиндрическом основании из гранита.

К какому событию приурочена установка памятника «Тысячелетие России»



Александр II / «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде». Б. Виллевальде.
В соответствии с архивными записями, о создании Новгородской достопримечательности лично отдал распоряжение император Александр II Николаевич. Правительство организовало конкурс на лучший проект монумента. В губернии разослали извещение о добровольном сборе средств.

В 1862 году в самом сердце Великого Новгорода воздвигли «Тысячелетие России». Монумент приурочили к тысячелетней годовщине призвания варяжских князей на территорию Руси. «Норманская теория», которой придерживались в те времена, называла это событие началом русской государственности.


Церемониальное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. В тот знаменательный день произошли и другие события: Рождество Пресвятой Богородицы, 482 годовщина Куликовской битвы и 19-летие цесаревича Николая.



Рюрик — первый русский князь / В. Васнецов. «Призвание варягов» (1909).
Создание монумента обошлось в полмиллиона рублей. Собранные пожертвования составили пятую часть суммы, поэтому остальные 400 тыс. рублей выделили из государственной казны.

На трёхдневном праздновании присутствовали Александр II, императорская семья, почти 12 тыс. военнослужащих и многотысячная публика. По словам очевидцев, на эти три дня население Новгорода увеличилось почти вдвое. Многие не могли понять, почему этот важный памятник воздвигли в периферийном Новгороде, а не в столице? Во-первых, именно в Новгороде правил первый русский князь Рюрик. Во-вторых, монумент задумывался как возвышение российского самодержавия, а не государства.

История создания монумента



Михаил Микешин / Первый эскиз памятника.
В 1859 году в результате всероссийского состязания среди 52 проектов создателем «Тысячелетия России» выбрали 24-летнего художника-баталиста Михаила Микешина. Однажды он с товарищем скульптором Иваном Шредером прочитал заметку о масштабном конкурсе. В мужчинах взыграл азарт, и они договорились на следующее утро представить друг другу эскизы памятников. Шредер потерпел поражение в этом дружеском соревновании, так ничего и не придумав. А вот Микешин представил другу необычное решение — трёхъярусный памятник, во главе которого возвышалась бы держава.

Вряд ли бы ему пришло в голову что-либо подобное, будь он профессиональным скульптором. А вот художественное восприятие позволило Микешину расширить горизонты, стереть границы между монументальным искусством и живописью. Его идея отражала желание Александра II создать памятник, который бы изображал историю России сквозь века.


Особенности композиции памятника



«Тысячелетие России» (1862).
Почти все без исключения признали задумку Микешина блестящей. Внешний вид монумента напоминал исполинскую сферу на колоколообразном постаменте. Колокол вызывал ассоциацию с вечевым колоколом или шапкой Мономаха. Кроме этого, визуально памятник разделялся на три яруса. Это также выражало общепризнанную триаду: «Православие, самодержавие, народность».



«Тысячелетие России»: вид сверху.
Композиция, включающая 126 фигур, не казалась слишком массивной. Общая высота памятника составляет 15,7 м, диаметр постамента — 9 м, сферы — 4 м, а горельефа — 26,5 м. Вверху композицию венчает статуя женщины-России, приклонившей колени перед ангелом, который держит крест. На сфере державы выбит рельефный орнамент с изображением крестов.



«Тысячелетие России»: средний ярус.
В средней части композиции находится 17 скульптурных фигур, объединённых в группы. Каждая группа направлена в определённую сторону света, как бы показывая роль каждого правителя в усилении русских границ.



«Тысячелетие России»: нижний ярус.
Наиболее плотный слой памятника — третий, поскольку в его горельефе насчитывается 109 персонажей. Они образуют отдельные группы, среди которых фигуры государственных мужей, полководцев, писателей, художников, просветителей и других выдающихся деятелей.



Кого увековечили в памятнике и почему Россия осталась без Ивана Грозного



Русские писатели, увековеченные в бронзе.
Группа деятелей культуры насчитывает 16 фигур. Ряд начинается с Ломоносова, который беседует с Кокориновым, Державиным, Фонвизиным и Волковым. Примечательно, что гении русской литературы Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь одеты в тоги — римские классические одежды.



Горельефы Кирилла и Мефодия / Нестора Литописца.
В просветителях изображён 31 персонаж. Начинают мини-композицию Кирилл и Мефодий. В этом ряду представлена фигура основателя Киево-Печерской лавры — Феодосия, а также основателей других монастырей. Рядом с ними на камне восседает Нестор Летописец.



Скульптуры Петра I и Владимира Великого.
Деятели государства образуют группу в 26 фигур. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах начинают круг. Пётр I изображён вместе с Яковом Долгоруким. Перед императрицей Екатериной Великой на коленях склонился Григорий Потёмкин. Замыкает ряд Николай I. Александр II не решался включить в композицию фигуру отца, ведь его кончина произошла недавно.

Наиболее многочисленной является группа, представляющая военных деятелей и героев — 36 фигур. Здесь представлены исторические личности русских князей Святослава, Мстислава, Даниила Галицкого; полководцев Александра Невского и Дмитрия Донского. В монументе также присутствует фигура украинского гетмана Богдана Хмельницкого и национального героя Ивана Сусанина.



Российские великие князья.
Утверждение такого внушительного списка заняло много времени. Начальный «список Микешина» подвергался значительным изменениям даже на этапе производства памятника. Пожалуй, наиболее громкий резонанс вызвал горельеф Ивана IV, который так и не появился в композиции. Власти Новгорода не желали прощать царю-деспоту резню 1570 года, во время которой были убиты тысячи горожан. По оценкам историков, их число достигает 15 тыс. человек. Позже из перечня убрали имена поэтов Алексея Кольцова и Антиоха Кантемира, флотоводца Фёдора Ушакова и артиста Ивана Дмитриевского.



Современный вид памятника в Великом Новгороде.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310122/52421/

Комментариев нет:

Отправить комментарий