Страницы

Почему известный художник Пьер Боннар 30 лет рисовал жену обнажённой, а имени её не знал




Пьер Боннар прославился в изобразительном искусстве в стиле наби и интимизма. Один из лучших в мире мастеров-колористов полвека прожил с женщиной, которая скрывала от него свое подлинное имя, возраст и низкое происхождение. В лице жены аристократ Боннар нашел музу, что случается редко. Обнаженная Марта изображена на четырех сотнях картин. Этот мезальянс осудили родственники признанного художника, а из-за фобий любимой пришлось сменить богемный образ жизни на затворничество. Вмешавшейся в этот союз любовнице оставалось только покончить с собой от горя.


Прокурор и пейзажист




Афиша, сделавшая Боннара знаменитым. / Фото: www.pinterest.com

К моменту знакомства с Мартой в 1893-м Пьер Боннар был уже известным во Франции художником. Сын обеспеченных аристократов совмещал учебу в престижном юридическом вузе с занятиями в известной художественной академии. Отец Пьера, респектабельный военный чиновник, мечтал, чтобы сын пошел по его пути. Но Боннар-младший все яснее видел свое предназначение в другом. При этом зарабатывать на увлечение приходилось в кресле прокурора.

Разбор уголовных дел и предъявление обвинений представлялись прирожденному художнику каторгой. Отдушиной была одна лишь живопись. В 24 года он выставил свои первые работы, а спустя пять лет открыл персональную выставку под покровительством известного импрессиониста Поля Дюран-Рюэля. Написанную в 1891-м афишу заметил и высоко оценил французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, и тогда Боннар получил возможность бросить нелюбимую работу и зарабатывать рисованием. Даже строгий отец растаял, удовлетворившись тем, что созданный сыном рекламный плакат красуется в центре Парижа и получает высшие отзывы. Он простил отроку саботаж родительской мечты.




Первые работы Боннара сводились к чистым пейзажам. / Фото: www.sparklogic.ru

До 1905-го Пьер рисовал рекламу, разрабатывал эскизы заказной мебели, создавал иллюстрации к книгам и мечтал, как когда-то его собственные картины будут собирать в крупнейших музеях мира почитателей. И при этом дорого продаваться. Поднакопив средств, Боннар отправился в долгое путешествие. Проехав Испанию, Англию, Голландию, Бельгию, Алжир, Тунис художник загорелся написать каждый увиденный пейзаж.


Случайная встреча и скрытная муза




Множество картин содержат образ ванны не зря. / Фото: www.pinterest.com

Но не только красота природы тревожила воображение художника. Он все чаще задумывался о натурщице. В ежедневных прогулках по городу смотрел на женщин, пытаясь увидеть в них будущую модель. И однажды он столкнулся с ней. Девушка с готовностью откликнулась, представилась Мартой де Мелиньи. Сообщила, что ей только исполнилось шестнадцать. На деле женщине было 25. Да и настоящее имя звучало, как Мария Бурсен.

Она приехала в Париж из провинциального городишки, где выросла в семье бедного плотника. В столице Марта, как и тысячи других девушек, искала удачу. А имя сменила, чтоб оно звучало аристократичнее. Марта сильно стеснялась своего прошлого, семьи, происхождения и разорвала все связи с близкими. Теперь у нее была одна задача: заработать на хлеб насущный. До встречи с Пьером она торговала цветами в похоронной лавке. Ее шансы вырваться из нищеты приравнивались к нулю. Но тут появился он - странный мужчина, променявший перспективную карьеру юриста на холсты и краски, влюбившийся с первого взгляда в незнакомку и десятилетиями не выяснявший детали ее биографии.




Марта была притягательной и беззастенчивой. / Фото: www.allpainters.ru

Молодые люди прямо на улице договорились о щедро оплачиваемом сеансе позирования, который в тот же день перерос в интимную близость. Более того, Марта уже не покидала дом Боннара, став не только музой, но и сожительницей. Любовники арендовали в Париже небольшую, но уютную квартиру-студию. Спутница по понятным причинам не была представлена семейству художника, потому как этот мезальянс наверняка вызвал бы родительское недовольство. Родные не настаивали на общении и не посещали мастерскую. Пьер чувствовал себя счастливым: в лице одной девушки он нашел модель и любимую. В точности такую, о которой мечтал. Хрупкую, чувственную, волнующую и совершенно беззастенчивую.


Самоубийство любовницы и 50 лет вместе




Боннар женился на Марте через 33 года сожительства. / Фото: www.upload.wikimedia.org

Хрупкая Марта отличалась слабым здоровьем и шатким душевным равновесием. Исследователи связывают с этим образ жизни загадочной музы. Она по нескольку раз в день принимала ванны, то ли из-за некоего нервного расстройства, то ли облегчая симптомы кожного заболевания. Так что ванна не просто так встречалась на множестве картин Боннара. Не любила женщина и открытых пространств со скоплениями людей. Марта предпочитала затворничество. Со временем ему последовал и привыкший к богемной жизни Пьер. В одиночестве он изредка выезжал на открытие салонных выставок, путешествовал по необходимости тоже сам.

Но ничего вечного не бывает. В 1918-м зрелый и опытный Боннар повстречал новую музу – юную блондинку и по совместительству художницу Рене Моншати. Влюбленный, он поддался искушению, и завязался роман. Какое-то время Марта закрывала на эту связь глаза. Она запаниковала, когда узнала, что Боннар сделал Рене предложение. Ведь обманутая женщина так и не стала Пьеру законной женой. И она поставила художнику жесткий ультиматум: или я, или она! И Боннар выбрал родную Марту, которая была рядом большую часть его жизни. Только тогда, спустя 30 лет совместной жизни Мария Бурсен открыла свое настоящее имя, а в 1925-м они поженились. Через месяц после трогательной свадьбы Рене Моншати покончила с собой.

В 1926 году Пьер Боннар приобрел на Лазурном берегу просторную виллу, где умиротворенные супруги стали вести ещё более замкнутый образ жизни, чем в Париже. Да и самочувствие Марты только ухудшалось с годами. Позже Пьер писал, что долгое время вынужден был существовать максимально изолированно, потому что супруга стала совсем асоциальной. Желая поддержать Марту, Боннар избегал любых контактов с другими людьми. Зимой 1942-го Марта скончалась от сердечного приступа. Пьер пережил жену всего на 5 лет. И до самой своей смерти он раз за разом писал один и тот же сюжет с обнаженной женщиной в ванне.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240624/59539/

Комментариев нет:

Отправить комментарий