Страницы

Зачем у религиозных евреев по углам одежды свисают веревочки




Вероятно, неоднозначно смотрится одеяние, когда из-под него выглядывает другая одежда с длинными кистями из нитей. Но эта традиция религиозных евреев, которые соблюдают заповеди Торы. Кисти называются цицит, и им уделяется большое внимание. Важно, чтобы они соответствовали требованиям по размеру, завязыванию и качеству, иначе талит будет не кошерным. Одеяние с нитями разрешается только с возраста, который наступает у мальчиков – бар-мицвы. Девочки и женщины не должны носить талит, потому что это «мужская одежда», но консервативный иудаизм внес поправки. Символическое значение – быть всегда с Богом и помнить его заповеди, запечатлено в числовом значении.


Кисточки на углах одежды – цицит, чтобы не забывать о Боге



Талит с завязанным по углам цицит. / Фото: ru.pinterest.com
В Торе записано послание Всевышнего Моисею. Он сказал передать сынам Израиля сделать цицит по углам одежды, и продолжать эту традицию из поколения в поколение. Когда люди его будут видеть, то вспомнят о заповедях и не впадут в греховные позывы своих сердец и глаз.
Цицит – это длинные нити, образующие кисточки на четырех углах одежды. Обычно ею является талит, который может быть малым, и тогда одевается под одежду или в виде покрывала – накидывается на голову.

Человек на протяжении дня пребывает в заботах и может мыслями унестись в неположенное русло, но когда его взгляд падает на цицит, то он снова возвращается к праведной жизни. Таким образом, кисточки напоминают о стремлении человека быть ближе к Всевышнему, а для этого нужно не нарушать его заповеди. Моисей бен Маймон (Маймонид), являющийся одним из самых влиятельных толкователей Торы, приравнивал ношение цицит к значимости обрезания и пасхальным подношениям.


Позволено носить только мужчинам или мальчикам, достигшим возраста бар-мицвы



Цицит по углам одежды. / Фото: overone.ru
Цицит должны носить те, кто уже может осознано отвечать за свои поступки и мысли. Это наступает у подростков с 12–13 лет. Возраст называется у евреев бат-мицва – совершеннолетие в иудаизме.

Отец сына в этот период возносит хвалу Богу, что его освобождают от дальнейшей ответственности за действия ребенка. Дети вступают в период, когда должны знать еврейские ритуальные права, традиции, законы. В Торе записано, что с 5 лет должны изучать Священное писание, с 10 лет – Мишну, а с 13 – заповеди. Они приравниваются к взрослым, поэтому у них меняется стиль одежды. Им нужно носить талит, как обязанность соблюдать 613 законов Торы.


Как и когда женщины стали носить символический цицит



Бар-мицва - возраст совершеннолетия у евреев. / Фото: ru.pinterest.com
Еврейские девочки также отмечают бац-мицву. Это период их взросления, который начинается годом ранее, чем у мальчиков. В 12 лет они становятся совершеннолетними. Но это не значит, что полностью обретают такие же права, как и юноши, а женщины как мужчины. Они не допускаются до чтения Торы, хотя некоторые консервативные синагоги уступают им в этом, и женщины ведут службы. Хотя публично она не может читать молитвы, если для этого есть миньян (присутствует не меньше 10 мужчин).

В кодексе еврейского права запрещается носить цицит, но многие раввины допускают и это. Такие разногласия дают возможность женщинам приравняться в правах с мужчинами. Но в отличие от мужчин они его могут носить на свое усмотрение в своем одеянии.

Консервативный иудаизм разрешил ношение «мужской одежды» женщинам с 1970-х годов. Но они не используют строго шерстяные и белые талиты, а предпочитают разноцветные. Девочки стали получать его в день своего бат-мицвы, хотя на постоянной основе не используют для ношения. Многие талит воспринимают как обычную часть наряда, что неправильно в корне. Стоит внимать духовным ценностям, который заложен в нем, находя связь с Всевышнем.


Числовое значение цицит



Цицит имеет числовое значение 600, которое вместе с нитями одной кисти и пятью узлами составляет 613 - количество заповедей в Торе. / Фото: imrey.org
В иудаизме считается, что Тора содержит 613 заповедей, разделяющихся на «делай» (248) и «не делай» (365). На самом деле предписаний намного больше, но их нужно правильно толковать. За основу нужно принимать, что Тора является деревом, а ее ветви – заповедями, которые имеют разные нюансы и толкования.

Одна из основных шести заповедей: «Не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться от Всевышнего», находится на цицит. Когда человек видит нити, то вспоминает о ней. Восемь нитей с пятью узлами, и числовое значение цицит – 600, в совокупности дает 613. Это числовой код религиозной символики и одновременно число заповедей.


Предписание Торы, как сделать правильный цицит



Цицит завязывают по углам талита. / Фото: askentire.net
Веревочки на краях одежды еврея завязаны не просто узлами. Правила включают подбор нити, материала, размера и места, куда их вдевают в талите. Настолько множественные нюансы позволяют оставаться цицит кошерным. То есть быть правильным и пригодным, чтобы соответствовать законам Торы.
Цицит чаще бывает из шерстяных ниток, и это самый правильный вариант, но они не могут быть прикреплены к талиту, который сделан из льна. Запрет шаатнез не позволяет двум материалам – льну и шерсти прикасаться. Позволительно использовать хлопок, если человек не может носить изделия из шерсти. На льняной можно крепить шерстяные нити, если углы обшить кожей, хотя не все придерживаются мнения, что это выход из положения.

В Торе сказано, что цицит делается на краях одежды, поэтому веревочки крепятся на углах, а отверстия для них делаются на определенном расстояние. Для этого от края отмеряют тройную ширину большого пальца. Не меньше и не больше, потому что если сделать выше, то место считается обычной одеждой, а ниже – это просто край одежды.

В пошиве правильного талита и прикрепления цицит важно одно правило – нельзя переделывать сделанное, иначе оно не считается кошерным. Если края талита были сшиты больше необходимого, а потом его решили распустить, то эта одежда не считается правильной. То же самое касается нитей – они должны быть подготовленными до того, как их начнут завязывать на углах. Если целую нить сложить, вдеть, завязать на углах, а потом разрезать ее внизу, чтобы было 8 концов, то она не будет считаться правильной. Переделывать также нельзя. Поэтому подходить к созданию талита и цицит нужно серьезно. Хорошо, когда талит покупается у знающего традиции человека. Тогда меньше сомнений, что ткань может не соответствовать, или нити неправильно скручены.



Завязывают двойные узлы, между которыми делают 7, 8, 11 и 13 витков. / Фото: ru.m.wikipedia.org
На цицит завязывают пять двойных узлов, а между ними получаются отрезки с разным количеством витков. После первого узла делают семь, после второго – 8, после третьего – 11, после четвертого – 13 витков, потом завязывается последний узел. Если в момент завязывания ткань немного собралась, то это не считается нарушением необходимого расстояния для крепления.

При создании кисти вплетается одна синяя нить – шамаш, которая по цвету напоминает море, а оно небо, а мысль о небе связана с Присутствием Творца. Можно было бы сразу сказать, что синяя нить символизирует Всевышнего, но мудрецы говорят, что знания Торы подводят постепенно к истине. Описание состоит из нескольких частей, чтобы человека подвести как по ступенькам к наивысшему уровню.


Правила ношения цицит



Талит надевают на голову при прочтении молитвы. / Фото: 9111.ru
Талиткатан очень важен для верующих евреев, потому что на нем завязан цицит, который на себе концентрирует все остальные заповеди Торы. Перед тем как одеть малый или большой талит, на него читается благословение на заповеди. После произнесения он одевается на голову сразу, и снять можно после прочтения молитвы, но не ранее времени, которое можно потратить на прохождение 4 ама. Если по какой-то причине его сняли или он упал, то нужно повторить благословение. Но если при случайном падении человек его подхватил рукой и одна из нитей дотрагивается до тела, то его можно не читать заново. Это же касается случая, когда человек снимает его на время, но знает, что скоро снова оденет.

Талит считается одеянием перед Богом, поэтому он всегда должен быть в хорошем состоянии. Нити нужно разравнивать до облачения, потому что не допускается их спутанность. Но если человек опаздывает на службу, то это сделать можно позже, потому что молитва важнее. Иногда веревочки заправляют в одежду или прячут в карманы. Допускается вариант, чтобы выглядывала их часть, а некоторые вообще оставляют их сверху одежды, а на талит накидывают пиджак или что-то другое. Способ ношения зависит к какой общине относится еврей. Хасидимы носят поверх рубашки, а на него надевают жилетку, а ашкеназские евреи оставляют снаружи только кисти, пряча талит под одеждой. У многих разные правила и требования, но при молитве цицит всегда должен быть открыт. Считается, что когда нити остаются на виду, то человек окружен заповедями Всевышнего.



Цицит поверх одежды. / Фото: commons.wikimedia.org
Иногда возникает потребность обрезать нить, но это нельзя делать предметами из железа. Не подойдут обычные ножницы или нож, потому как железо не используется даже в Храме в жертвеннике. Считается, что оно способно укорачивать жизнь, а все заповеди направлены на долголетие. Существует поверье, что тот, кто не выполняет правило, у того дети могут умирать в раннем возрасте. Если требуется укоротить нить, то лучше ее отгрызть зубами или использовать инструмент из другого материала, например, керамический нож.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260624/60501/

Комментариев нет:

Отправить комментарий