Страницы

Эрмитаж показал «Бегство в Египет» Тициана после 12 лет реставрации


13 марта 2012 Михаил Пиотровский представил публике результат 12-летней работы: реставраторы не только очистили картину от старого лака, но и добрались сквозь поздние дорисовки до изначального изображения, созданного Тицианом (картину реставрировали в XIX веке, наложив слой некачественной краски, который к 1999-му начал расслаиваться). В итоге изменился лик Девы Марии, выяснилось, что у Иосифа были длинные волосы, а дерево на картине выглядело иначе. Реставрацию полотна, написанного Тицианом в 1507 году, специалисты Эрмитажа начали в 1999-м.


Тициан Вечелио - Бегство в Египет (после реставрации)

Полотно Тициана «Бегство в Египет» считается его первым крупным произведением, уникальным в особенности потому, что оно словно хранит тайну становления таланта великого Мастера, считаясь не похожим ни на одно из его последующих творений. Оно появилось в России в 1768-м году, будучи купленным Екатериной Великой и размещённым в Эрмитаже. Прежде полотно числилось в знаменитой коллекции графа Брюля в Дрездене. Какова же история этого произведения, несколько раз реставрировавшегося и представшего 13 марта 2012-го года перед избранными посетителями Эрмитажа в обновлённом виде, после кропотливой реставрации, длившейся 12 долгих лет?

В самом начале XVI века, когда молодой Тициан Вечеллио ещё не имел собственной мастерской, а работал сначала у Беллини, а затем у Джорджоне, его талант уже привлекал внимание, а сам художник работал над фресками дворца Фондако деи Тедески, Немецкого подворья в Венеции. По свидетельству Вазари, Тициан проявлял в это время интерес к немецкой живописи, в особенности – к пейзажу, который был прекрасно воплощён в её традиции. Тогда-то и был им написан пейзаж для картины на сюжет из Библии «Поклонение младенцу». Именно этот сюжет Тициан собирался написать в тщательно проработанном, чудесном пейзаже. Что заставило его изменить первоначальный замысел, теперь выяснить вряд ли удастся. Картина была написана для частного дома и в окончательном виде представила сюжет, посвящённый спасительному бегству в Египет Иосифа и Марии с Иисусом от царя Ирода. Реставраторы Эрмитажа в ХХI веке достоверно установили факт, что будущий великий Мастер написал три фигуры уже поверх пейзажа, и сначала они размещались в середине полотна, но потом были сдвинуты влево от центра. Возможно, именно пейзаж заставил Тициана принять такое композиционное решение. И он поистине того стоит: изумительно написанные практически на переднем плане животные, кроны удалённых в перспективу деревьев с сидящими в их тени пастухами зачаровывают настолько, что от них трудно отвести взгляд.

«Бегство в Египет» реставрировалось в XVIII и XIX веке, но несовершенные методы работы имели в качестве следствия излишние слои лака на поверхности полотна, сделавшие её неровной и поблекшей, живопись оказалась частично повреждённой. Скорее всего, изменились и размеры полотна, по сравнению с оригинальными. Реставраторы Эрмитажа тщательно исследовали картину и сделали ещё несколько открытий. Оказалось, что длинные волосы Иосифа ему вовсе не принадлежали, и Тициан написал его практически безволосым. Таким образом, ему был возвращён первоначальный облик. Благодаря труду реставраторов более выразительным стало лицо Богоматери, а краски картины заиграли светом. Пейзаж пострадал от лака сильнее, чем фигуры, и облака на небе остались затемнёнными из-за невозможности полностью его удалить. Возможно, что технологии будущего позволят завершить реставрационный процесс, и картина станет ещё более близкой своему изначальному виду.

А пока Михаил Пиотровский с гордостью продемонстрировал итоги долгой работы своих сотрудников и сообщил, что полотно раннего Тициана будет отправлено в путешествие в родную Венецию и Лондон, а по возвращении займёт место в экспозиции Зимнего дворца. Демонстрация картины за рубежом позволит исследователям Итальянского Возрождения создать полное и завершённое представление о раннем творчестве Тициана.

18/03/2012
 
http://gallerix.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий