Страницы

Почему картины Василия Верещагина, прошедшего через ужасы двух войн, на 30 лет попали в опалу царей


«Смертельно раненый». / Василий Верещагин.

«Смертельно раненый». / Василий Верещагин.

Василий Верещагин - великий художник, путешествующий с мольбертом по земному шару; воин, принимавший активное участие в войнах: туркестанской (1867-1878) и русско - японской (1904); человек огромного личного мужества, которого знал и уважал весь мир. Сам же живописец-баталист считал, что лишь пройдя через "боевые сражения, испытав холод и голод, опасность быть раненным и даже мертвым, можно создавать подлинные шедевры о войне".


Вдохновение, полученное от войны.


«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня»,- писал художник о своем пристрастии к батальной живописи.

Василий Верещагин.

Василий Верещагин.


В русской литературе гениальным баталистом был Лев Толстой («Война и мир», «Севастополь»), а в живописи — Василий Васильевич Верещагин. Эти два гения разрушили миф о войне, который складывался веками в представлении непосвященного зрителя и читателя. Когда Россия увидела полотна Верещагина, неожиданно разоблачившего войну и представившего ее "грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством", то произошел раскол общественности, часть из которой стала ненавидеть, а другая половина полюбила такого смельчака.

Апофеоз войны. (1872)


Апофеоз войны. (1872). Третьяковская галерея. Автор: Василий Верещагин.

Апофеоз войны. (1872). Третьяковская галерея. Автор: Василий Верещагин.


Наиболее известный шедевр Верещагина - "Апофеоз войны", являющееся философским посланием и предупреждением, обращенным в будущее. Пирамида из черепов на фоне странного абстрактного пейзажа, которую Тамерлан возводил каждый раз на покоренных территориях, впечатляет своим идейным смыслом. И что примечательно - эта картина первоначально была названа художником «Торжество Тамерлана».

На раме шедевра художник Верещагин начертал: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".

Апофеоз войны. (1872). Фрагмент. Автор: Василий Верещагин.

Апофеоз войны. (1872). Фрагмент. Автор: Василий Верещагин.


Сила воздействия этого полотна была такова, что один прусский генерал посоветовал императору Александру II «сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». И как следствие: на протяжении 30 лет русские государственные музеи вообще не приобретали работы этого всемирно известного «скандального» художника.

Туркестанская серия, посвященная боевым действиям 1867-1878 годов

.
В Туркестане художник пробыл всего лишь год, но трудясь не покладая рук, сделал множество набросков и уникальных этюдов к будущим своим произведениям.
У крепостной стены. «Пусть войдут». (1871) Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.

У крепостной стены. «Пусть войдут». (1871) Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.


Смертельно раненый. (1873). Автор: Василий Верещагин.

Смертельно раненый. (1873). Автор: Василий Верещагин.


Парламентеры. «Сдавайся» - «Убирайся к черту!» (1873). Автор: В.В. Верещагин.

Парламентеры. «Сдавайся» - «Убирайся к черту!» (1873). Автор: В.В. Верещагин.


«После неудачи» (1868). Автор: Василий Верещагин.

«После неудачи» (1868). Автор: Василий Верещагин.


После удачи. 1868, Государственный Русский музей. С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.

После удачи. 1868, Государственный Русский музей. С.-Петербург. Автор: Василий Верещагин.


Всадник-воин в Джейпуре. (1881). Автор: Василий Верещагин.

Всадник-воин в Джейпуре. (1881). Автор: Василий Верещагин.


Художник всегда с большим интересом относился к деталям обмундирования воинов всех армий. Вот и на этом полотне видим яркий колорит индийского воина, сидящего на лошади, покрытой богатым ковровым покровом.

Цикл полотен «1812 год»


 Отступление. Бегство по смоленской дороге. Автор: Василий Верещагин.

Отступление. Бегство по смоленской дороге. Автор: Василий Верещагин.


Наполеон на Бородинских высотах. (1897). Государственный Исторический музей. Москва.<br>Автор: Василий Верещагин.

Наполеон на Бородинских высотах. (1897). Государственный Исторический музей. Москва.
Автор: Василий Верещагин.


Мастер создал немало батальных полотен о военных сражениях на полях брани 1812 года, когда Наполеон со своей армией двигался на Москву. Вот и здесь видим начало битвы под Бородино, где впереди всех восседает насупленный великий французский полководец. До начала боя, предвкушая решающую победу, он приказал офицерам одеть парадные мундиры. Но на картине просматривается неуверенность и страх главного героя, однако всем своим видом, Бонапарт пытается показать, что он главнокомандующий французской армии и отступать не намерен. Во всем полотне чувствуется ирония живописца, и с этой целью он как бы обезличил образ Наполеона.

Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии « Наполеон в России». (1899-1900). Государственный Исторический музей. Москва. Автор: Василий Верещагин.

Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии « Наполеон в России». (1899-1900). Государственный Исторический музей. Москва. Автор: Василий Верещагин.


Сюжет полотна «Мир во что бы то ни стало!» описывает события, когда великая французская армия после взятия Москвы столкнулись с холодом, голодом и нуждой. И тогда Наполеон решается на мирное предложение русским через маршала Лористона, на какое Кутузов ответил, что не имеет полномочий заключать мировую.

Русско-турецкая война 1877—78 годов.


Победители. Автор: Василий Верещагин.

Победители. Автор: Василий Верещагин.


Побежденные. Панихида по убитым. (1877-1879). Автор: Василий Верещагин.

Побежденные. Панихида по убитым. (1877-1879). Автор: Василий Верещагин.


Трагизмом и скорбью пронизано большое полотно "Панихида по убитым", где зритель как бы прощается с убитыми русскими воинами на поле брани, героизмом которых художник всегда восхищался. Историки искусства сопоставляют «Побежденных» Верещагина по идейному содержанию с произведением, пропитанным трагизмом - «Апофеоз войны». Оба этих полотна расцениваются как символ бедствия воен на земле. Унылость пейзажа, где поле смерти до самого горизонта покрытое телами убитых, над которыми нависло сумрачное небо, создает подавленное и мрачное настроение.

Перед атакой. Под Плевной. (1881). Автор: Василий Верещагин.

Перед атакой. Под Плевной. (1881). Автор: Василий Верещагин.


Русские позиции на Шипкинском перевале. Автор: Василий Верещагин.

Русские позиции на Шипкинском перевале. Автор: Василий Верещагин.


Жизнь этого неординарного мастера кисти воистину удивительна и необыкновенна, она полна приключений, опасностей, трагизма. "С точки зрения ученого, исследователя, историка, военного репортера и только потом уже художника он проникал в самое сердце военных действий. Был не просто наблюдателем, а участником сражений, являясь собой мужественным примером того, каким должен быть настоящий военный репортер — баталист",- из записок критика В.В. Стасова.

Василий Верещагин.

Василий Верещагин.


Великий художник-баталист погиб 31 марта 1904 с кистью в руке, когда работал над этюдом с натуры, находясь на флагманском корабле "Петропавловск", ушедшем под воду от взрыва японских мин. Вместе со всеми погиб и командующий русским флотом адмирал С.О. Макаров. Таким образом война унесла жизнь 62-летнего выдающегося художника.

В.В. Верещагин в Порт-Артуре (справа от В.В. Верещагина – главнокомандующий А.Н. Куропаткин)

В.В. Верещагин в Порт-Артуре (справа от В.В. Верещагина – главнокомандующий А.Н. Куропаткин)


Когда Россия узнала о страшной гибели Василия Верещагина, в Санкт-Петербурге пресса первой опубликовала короткий никролог:«Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, одного из самых горячих поборников идеи мира... Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».

«Адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин в каюте». (1904). Автор: Е.Столица.

«Адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин в каюте». (1904). Автор: Е.Столица.

Комментариев нет:

Отправить комментарий