Страницы

Венера. Джорджоне или Тициан?

«Спящая Венера» Джорджоне. Именно к такому словосочетанию привыкло ухо любого человека, интересующегося историей искусств. О том, что итальянский живописец умер, не успев дописать эту картину, а работу над ней продолжил его друг и ученик Тициан, известно многим. Но степень участия Тициана в этой работе разным искусствоведам видится по-разному. Некоторые исследователи из Дрезденской галереи, где экспонируется работа, считают, что Джорджоне успел потрудиться над своим шедевром очень мало: написал какие-то незначительные элементы пейзажа, драпировки, и преждевременно покинул этот мир. Тициан же сделал львиную долю работы, включая написание и самой женской фигуры, что вдохновило его создать позже и «Венеру Урбинскую». Другие исследователи настаивают, что «Венера Урбинская» – это переосмысление «джорджоновского» образа богини, а никакое не повторение, и участие его в «Спящей Венере» было минимальным.

«Спящая Венера» Джорджоне

«Венера Урбинская»

Но в Dulwich Picture Gallery на юге Лондона хранится еще одна «Венера» Тициана, и фигура богини на этом полотне совсем уж явно повторяет Дрезденскую «Венеру». Как тут не задаваться вопросами?

На «Спящей Венере» из Дрездена, как и на лондонской, когда-то был изображён купидон. Он сидел у ног Венеры, но реставрация XIX века полностью скрыла его плохо сохранившуюся фигуру: теперь его можно разглядеть только на рентгеновских снимках картины.

Это еще один яркий пример того, как совместное авторство или помощь учеников способны загадывать загадки для исследователей и создавать благодатную почву для многочисленных дискуссий. Но справедливости ради нужно отметить, что подавляющее большинство искусствоведов на сегодняшний день все же склоняются к классической версии об авторстве Джорджоне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий