В. Первунинский. Вальс
Балы – светские мероприятия, которые служили основным видом развлечений для знати – появились в России в эпоху Петра I и с тех пор пользовались необычайной популярностью. Поведение на балу было строго регламентировано системой общих правил, и соблюдение бального этикета было абсолютно обязательным и для дам, и для кавалеров. Сегодня многие из этих требований звучат довольно странно, хотя во время массовых празднований многим не мешало бы вспомнить о правилах поведения, не теряющих актуальности и в наши дни.
Петровская ассамблея. С гравюры XVIII в.
В России балы начали устраивать в XVIII в., когда Петр I в 1718 г. издал указ о праздновании всех важных событий в виде организации ассамблей. В ту пору на балах не только танцевали, но и играли в шахматы и шашки, пили вино, общались. Однако по-настоящему популярными балы стали только в XIX в.
К. Лебедев. Ассамблея при дворе Петра I
В. Первунинский. Бал
Балы давались как по праздникам, так и без специального повода. Бальный сезон начинался поздней осенью и продолжался всю зиму, за исключением периодов больших постов. Приглашения на бал рассылались минимум за 10 дней, в разгар сезона – за 3 недели, чтоб у дам была возможность подготовить наряд. На бал можно было явиться только в новом и модном платье.
Б. Кустодиев. Перед балом
К. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини
Бальные платья были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Незамужним следовало надевать светлые платья и простые украшения, у замужних дам был более широкий выбор цветовой гаммы и фасонов нарядов и видов украшений. Кавалеры приходили во фраках, военные во времена Николая I – в торжественном обмундировании.
М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865
Обязательным аксессуаром были перчатки, их не снимали на протяжении всего вечера. Важной деталью дамского бального костюма был веер, который служил своеобразным языком общения. Если дама хотела намекнуть кавалеру о своих чувствах, она могла правой рукой указать закрытым веером на сердце, а если чувств не было – сделать движение закрытым веером. Падение веера могло свидетельствовать не только о неловкости дамы, но и о том, что она согласна принадлежать своему избраннику. А внезапно закрытый веер мог свидетельствовать о ревности.
М. Зичи бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в здании вокзала
А. Менцель. Бал с ужином
Открыто демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, считалось неприличным. На балу нужно было улыбаться и поддерживать светскую беседу. В каждом танце беседа имела свою тему, темп и настроение. Так, «мазурочная болтовня» требовала неглубоких, но занимательных тем.
Ф. Везин. На балу
В. Первунинский. Под звуки вальса
Неумение танцевать считалось недостатком воспитания, и для дам, и для кавалеров. Дамы на балах часто пользовались специальными книжечками, куда вписывали названия танцев и имена кавалеров, которые их пригласили. Это было необходимо, чтобы не забыть и не пообещать один танец двум кавалерам – это не только считалось дурным тоном, но могло даже привести к дуэли. С одним и тем же кавалером прилично было танцевать не более 3-х танцев.
М. Зичи Бал в Концертном зале Зимнего дворца в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года
И. Куликов. Купеческий бал
Для кавалеров абсолютно недопустимым было вставать в танец, не зная фигур, или в сильном алкогольном опьянении, вести себя с дамой фамильярно – сильно ее прижимать к себе во время танца или просить ее веер либо платок, наступать на шлейфы платьев, настаивать на большем, чем положено, количестве танцев. Дамам не следовало открыто демонстрировать ревность, уныние, гнев, а также злословить и громко смеяться.
В. Первунинский. Великосветский бал
Ф. Журавлев. Возвращение с бала
Источник: http://www.kulturologia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий