Непревзойденные шедевры: История и утонченная красота античных камей, миниатюрных картин в камне
Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.
Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья» (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).
Инталии в качестве печатей
Кольцо с инталией
Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.
Древнее золотое кольцо с инталией и ее оттиск
Оттиск с инталии
Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.
Перстень с инталией
Инталия. Бюст Птолемея III, Египет, Александрия. III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя).
Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний. Неаполь, Национальный археологический музей
Инталия с изображением императора Каракаллы на аметисте. Древний Рим примерно 212 год до н.э.
Камеи - предметы роскоши в Древней Греции
В эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов.
Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали.
В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.
Геммы Александрии
Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.
Удивительной красоты гемма
Клеопатра VII. Сардоникс. Конец I в. до н. э. 2,8 х 2,2 см.
Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.
Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага). Трехслойный сардоникс. III в. до н.э. 15,7 х 11,8 см х 3 см. Древний Египет, Александрия
Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.
Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.
Эллинистическая агатовая чаша, получившая позже наименование «Чаша Фарнезе».
Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см
Кубок Птолемея (задняя часть)
Глиптика в Древнем Риме
После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.
Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.
«Камея Августа»
Одна из знаменитых камей:«Камея Августа»
На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.
«Гемма Тиберия»
Камея Тиберия. 37 г. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж
Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.
Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.
Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.
Инталии
Инталия Юлия, дочь Тита 9 век Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век. Автор - Euodos. Хранится в Национальной библиотеке (Кабинет медалей), Париж.
Инталия «Наказание Тита». Горный хрусталь. 16 век, автор - Джованни Бернарди (Британский музей)
Камеи
Крест Лотаря (кон. 10 в., Германия). Сардоникс, филигранное золото и драгоценные камни. высота: 50 см, ширина: 38.5 см, толщина: 2.3 см. Хранится в сокровищнице Аахенского собора
В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.
Камея с креста с изображением императора Августа в лавровом венце, на обратной стороне креста распятый Христос принимает такой же лавровый венец из рук Бога Отца
Камея Блакас, 12 см высотой. Император Август. Возможно от 20-50 н. э.
Камея Blacas - необычно большая древнеримская камея. На основе четырёхслойного сардоникса вырезан профиль императора Августа, возможно от 20-50 гг н.э.
Камея «Александр Македонский»
Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
«Гемма Клавдия» Пятислойный оникс, оправа: золото. Ок. 49 г. н.э. 15,2 × 12 см. Вена, Музей истории искусств
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160118/37454/
Комментариев нет:
Отправить комментарий