«Я осыплю жемчугом всех женщин мира!» - говорил он, но все свои труды посвятил лишь одной, той, кого так рано потерял. Он прошел путь от торговца лапшой до «жемчужного короля», был ученым, бизнесменом, ювелиром, он обуздал случайность и сделал чудо контролируемым. Кокити Микимото – отец искусственного жемчуга, не уступающего, а то и превосходящего «природный».
Современное колье марки Mikimoto.
Кокити Микимото родился в 1858 году, в небогатой семье. Он вырос на побережье и с детских лет был очарован тайнами происхождения жемчуга. Именно в тех краях находили устриц-жемчужниц, скрывающих в своем чреве жемчужины невероятной красоты – но огромные масштабы добычи устриц поставили этот вид на грань уничтожения. В юности будущему «отцу жемчуга» пришлось бросить учебу, чтобы помогать отцу – тот продавал лапшу в харчевне «Авако». И самого Кокити ждала головокружительная карьера продавца лапши или овощей.
Современное колье марки Mikimoto.
Современные украшения марки Mikimoto.
Но Микимото повезло с женитьбой – в семнадцать лет он заключил брак с девушкой из обеспеченной семьи. Сперва он не думал отказываться от привычной жизни, торговал в лавке, но дела шли плохо. Посоветовавшись с женой, он решил начать новое дело. Ее приданое позволило Микимото приобрести устричную ферму. И уже тогда он задумался о том, как сделать процесс создания жемчужин более эффективным и контролируемым. Сегодня искусственный жемчуг кажется чем-то само собой разумеющимся, но во второй половине XIX века считалось, что идеально круглые жемчужины «неестественным» образом создать невозможно. Многие ученые и фермеры бились над этой проблемой – безрезультатно. В Китае удалось вырастить искусственный речной жемчуг, но недостаточно высокого качества. Жемчужины получались… какими угодно – только не идеально круглыми. Но ведь именно этот жемчуг был особенно ценен!
Жемчуг, выращенный по технологии Кокити Микимото.
Оттенки искусственного жемчуга Микимото.
В тридцатилетнем возрасте Микимото приступил к собственным экспериментам, выбрав два удобных местечка - бухту Симмэй в заливе Аго и остров Одзима. В те годы на устричной ярмарке он познакомился с ученым-биологом, давшим ему несколько ценных советов о выращивании жемчуга. Кокити использовал миллионы песчинок разных форм, размеров и состава, чтобы заставить привередливых устриц выращивать жемчужины правильной формы. Устрицы не соглашались. Наблюдения показывали, что они упорно отторгают инородные тела. Во время красного прилива (удивительного, но опасного природного явления – скопления водорослей) множество устриц Микимото погибло… И ему пришлось начинать с нуля.
Кольца с жемчужинами Mikimoto.
Кольца с жемчужинами Mikimoto.
Но наконец, в 1893 году усилия Кокити Микимото принесли свои плоды. Он получил искусственный жемчуг полукруглой формы. Целых три года ушло на оформление патента – дело в том, что Микимото оказался первым японцем, которому принадлежало «биологическое изобретение». Жемчужная ферма Микимото приносила стабильный доход и создавала рабочие места в регионе. Но останавливаться на достигнутом он не собирался. Погоня за идеальной жемчужиной продолжалась, совершенство оставалось недостижимым. В 1897 году жена Кокити, которая преданно сопровождала его на этом нелегком пути, тяжело заболела. Врачи были бессильны помочь ей. У постели умирающей Микимото поклялся, что в память о ней создаст самую прекрасную жемчужину в мире…
Современные украшения марки Mikimoto.
Современные украшения марки Mikimoto.
Едва он оправился от потери любимой, как его постигла новая трагедия. В 1905 году очередной красный прилив свел на нет все труды Кокити. Но он не мог сдаться. Откуда-то невидимо за ним наблюдала женщина, которую он мечтал осыпать жемчугом с головы до ног – а значит, он не имел права отказаться от мечты. И в 1908 году одна из устриц преподнесла ему долгожданный подарок – роскошную жемчужину нежно-розового оттенка. Технология ее выращивания была невероятно сложной, но теперь ее можно было повторить. Жемчуга Микимото не уступали редчайшим жемчужинам естественного происхождения, которыми славились Индия и Цейлон, и тем самым жемчужинам, которые, рискуя жизнью, добывали ныряльщицы в его родной Японии. Правда, высококачественными были лишь пять процентов жемчужин, а значит, требовалось расширить производство.
Сегодня Mikimoto используют и так называемый барочный жемчуг - он в тренде.
Жемчужная ферма Микимото преобразила тот край, где он провел детство. Там, где он когда-то бегал босиком по побережью, там, где он торговал домашней лапшой и подгнивающими овощами, теперь создавалось нечто прекрасное. Многочисленные постройки, цеха, помещения для сортировки и магазины, как грибы после дождя, появлялись на острове. Менялась инфраструктура, Микимото поспособствовал появлению новых шоссе и железной дороги, руководил посадкой садов и строительством новых зданий. А еще там открылись рестораны и водные шоу. Остров же получил теперь новое название – Татокудзима, Остров большой выгоды.
Теперь красные приливы не представляли опасности для устриц – Микимото изобрел специальную корзину, оберегающую нежных морских существ от жутких водорослей. Сегодня использование таких корзин повсеместно на устричных фермах.
Реконструкция средневековой византийской короны, выполненная мастерами Микимото.
Но почивать на лаврах было не в характере Кокити Микимото! Вскоре он задумался о том, чтобы найти применение своим жемчужинам. Он начал собирать из них, как из конструктора, наборные украшения и безделушки – статуи Будды и храмы, птичек и бабочек. Так Mikimoto из устричной фермы стал ювелирным брендом. Да еще и самым продаваемым в мире! Серьги бренда с белым жемчугом, инкрустированным бриллиантами, обожает королева Великобритании Елизавета II. Технология «внедрения» бриллианта в жемчужину тоже была новаторской.
Брошь с жемчугом. Копия лютни-бива из императорской сокровищницы Сёсоин.
Сегодня Mikimoto – это настоящая жемчужная империя, где наука и искусство плотно переплетены друг с другом, а бутики бренда разбросаны по всему миру. Сам же Кокити Микимото прожил почти сто лет – и до последнего вздоха не оставлял работу. На родине ему установили памятник – бронзовую статую, обращенную лицом к морю. С 1951 года в городе Тоба открыт музей Микимото, куда любят заходить и монаршие особы, и простые туристы. Там хранятся шедевры ювелирного искусства, созданные мастерами Mikimoto, архивные фотографии, видеозаписи и лучшие жемчужины фермы.
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310720/47137/
Комментариев нет:
Отправить комментарий