Какие символы скрыл итальянский художник Джотто на своей «Шкатулке»



Джотто ди Бондоне более известный как Джотто был итальянским художником и архитектором из Флоренции. Он считается первым в ряду великих художников, которые внесли свой весомый вклад в итальянский ренессанс. Есть в творчестве Джотто ди Бондоне удивительные творения, которые украшают… «шкатулку». Что это за шкатулка?




О мастере



Лучше всего Джотто ди Бондоне описывают биографы и историки. Современник Джотто флорентийский хронист и историк Джованни Виллани писал, что «Джотто был самым суверенным мастером живописи в свое время, который писал всех своих героев и их позы в соответствии с природой. И он также получал за свой талант и совершенство заработную плату от властей Флоренции» (небывалая редкость для XIV века).

Более поздний биограф XVI века Джорджио Вазари говорит о нем: «Он сделал решительный разрыв с византийским стилем и воплотил в жизнь великое искусство живописи, которое мы знаем сегодня, внедряя технику живописи двухсотлетней давности». Даже Данте он был признан ведущим художником своего времени. С тех пор художники, писатели и ученые охарактеризовали его стиль и его наследие двумя основными чертами: повышенный натурализм в представлении человеческой фигуры и природная естественность.


Джотто

Джотто



Главным наставником и учителем Джотто считается Чимабуэ. Именно он научил художника искусству живописи. По словам Данте, репутация Джотто затмила репутацию Чимабуэ, несмотря на то, что Чимабуэ в то время также считался революционным художником. Не будет преувеличением утверждение о том, что Джотто превзошел своего учителя. Давайте сравним две работы Чимабуэ и его ученика Джотто. Да, роспись Чимабуэ прекрасна. Одежда на его Богоматери сияет золотыми линиями. Чимабуэ использует здесь хризографию (искусство росписи золотом или золотыми красками (чернилами). Но что мы видим на работе Джотто? Самое главное отличие – трехмерность и объем. Его фигуры имеют округлую скульптурную форму и это, безусловно, совершенство мастерства! Значение Джотто для Ренессанса можно оценить и по тому факту, что великие трансформаторы искусства – Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело – все они учились у Джотто и частично основали свой стиль на наследии мастера.


Слева: Богоматерь с младенцем Чимабуэ / Справа - Богоматерь с Младенцем Джотто

Слева: Богоматерь с младенцем Чимабуэ / Справа - Богоматерь с Младенцем Джотто




Секрет успеха Джотто ди Бондоне


Почему Джотто считают ведущим мастером Ренессанса?
Во-первых, его искусство отличается ясными, серьезными и простыми решениями в представлении пространства и объема, структуры и прочности трехмерных форм, и, главное, в изображении фигуры человека.
Во-вторых, он умел гениально воплощать любой эпизод из священного сюжета, используя необычные для его времени композиционные средства и передачу эмоционального психологического эффекта через краску. Его выражения многих сцен драматического повествования были фундаментальными. И впоследствии они, конечно, были переняты и трансформированы во многие сферы, но они никогда не были превзойдены.


Росписи Джотто

Росписи Джотто


Секретом успеха Джотто можно считать то, что он обращал пристальное внимание на основы человеческой формы, а также на психологическое восприятие человеком тех или иных событий из священных писаний. Безусловно, Джотто был тонким психологом.

Что еще важно, Джотто первым внес в искусство действие, изображал не покой, а движение. Место отдельных торжественных фигур заняли у него картины многофигурные. Раньше речь шла только об изображении покоя. Теперь надо было воспроизводить фигуры лежащие, скорчившиеся, носящиеся в воздухе. Раньше выражение лиц было однообразно строгим, потом оно сделалось кротким и добрым. С подобными каноническими правилами Джотто ничего не мог поделать. Необходимо было создать новые правила. И с этой задачей Джотто справился мастерски. Живопись Джотто - это не декоративное украшение, а своего рода картинная грамота, повествующая неграмотным об истории вероучения.


«Шкатулка» Джотто


Есть в итальянской области Венето очаровательный городок Падуя. Ее главной достопримечательностью является крошечная церковь. Уж очень она напоминает шкатулку! Поэтому за ней и закрепилось название «шкатулка Джотто». Капелла дель Арена или Капелла Скровеньи — под такими названиями вошла она в историю мирового искусства, а украшают ее великие творения итальянского гениального мастера – Джотто ди Бондлне – самый масштабный цикл из 37 фресок, выполненных в 1305 году.






Капелла представляет собой очень простое архитектурное здание: прямоугольный зал со сводчатым куполом, элегантное готическое окно с тройным ланцетом на фасаде, высокие узкие окна на южной стене и многоугольная апсида. Именно благодаря такой лаконичной, маленькой и простой форме капеллу называют шкатулкой.
Украшает капеллу цикл из трех тем с фресками:
- эпизоды из жизни Иоахима и Анны (1-6),
- эпизоды из жизни Девы Марии (7-13),
- эпизоды, рассказывающие о жизни и смерти Христа.
Нижние панели фресок иллюстрируют аллегорические пороки и добродетели.

Капелла Скровеньи в Падуе

Капелла Скровеньи в Падуе




Базилика Святого Франциска в Ассизи

Базилика Святого Франциска в Ассизи

Базилика Святого Франциска в Ассизи



Еще одно великое творение, которое является сегодня наследием ЮНЕСКО. В 1230 году, через два года после смерти Святого Франциска, было решено построить церковь в память о нем. Расписывать стены церкви поручили Джотто, который с эпической детальностью описывал жизнь святого со всеми ее чудесными событиями. Именно этими произведениями прославился Джотто ди Бондоне. Фрески считаются одним из высших шедевров раннего Возрождения. И эта лишь малая часть наследия Джотто, которое перевернуло итальянскую живопись.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070820/47184/

Комментариев нет:

Отправить комментарий