C каких известных людей великий Репин написал знаменитую картину о святом Николае Мирликийском




Знаменитая картина Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» – полотно пронзительное и вызывающее очень сильные эмоции. На нем Николай Угодник спасает от казни троих несчастных, несправедливо приговоренных к смерти. Однако искусствоведы в шутку говорят, что на этой картине поэт Майков спасает двух литераторов, которых чуть не убил художник Кузнецов. Почему? Дело в том, что всех персонажей Репин писал со своих реальных знакомых и друзей.


О чём картинаКартину с изображением почитаемого в России чудотворца Илье Репину заказала игуменья Николаевского женского монастыря, расположенного в Харьковском уезде. В этой обители служила монашкой кузина художника, матушка Евпраксия (в миру – Эмилия), и Репин периодически ее навещал.

В основу сюжета легла история из жизни Николая Чудотворца, описанная в книге его деяний. Речь идет о том продолжительном периоде, когда знаменитый святой служил епископом в Мирах Ликийских (напомним, что сейчас это Демре на территории современной Турции). События во время казни, о которых идет речь, подробно изложил писатель из Византии Симеон Метафраст.




Церковь в Демре (Миры Ликийские), где служил святой. /Фото церкви: AP Photo / DHA-Depo Photos

Итак, как-то св. Николай был в отъезде и узнал, что в его отсутствие градоначальник Евстафий приговорил к казни трёх невиновных людей, получив взятку от их недругов. Возмущенный отец Николай срочно вернулся в Миры. Он приехал на Диоскурово поле, где проходила казнь и как раз успел вовремя. Троих осужденных уже поставили посреди поля, чтобы палач привел приговор в действие, и первый из них вот-вот должен был умереть.

Согласно описанию Симеона Метафраста, Николай Мирликийский действовал очень уверенно и в то же время уравновешенно, не дав воли гневу. Ни слова не говоря, он просто подбежал к палачу, забрал у него из рук меч, которым тот должен был отсечь осужденным головы, и бросил на землю. На глазах у изумленного палача и всех присутствующих, которые не посмели препятствовать епископу, он освободил несчастных мужчин от оков. Действия святителя Николая были настолько уверенными, что ни один человек не решился ему помешать.




Репин и его картина.

Все эти эмоции – уверенность святого, растерянность и изумление палача, испуг подкупного градоначальника и сложная гамма чувств на лицах осужденных – умело передал Репин на полотне.


Кто на картинеПерсонажей этой истории художник писал с людей, которых хорошо знал и с которыми тесно общался.

Считается, что прообразом Николая Чудотворца по своим внутренним качествам для Репина был Лев Толстой. Тему спасения невинно приговоренных художник связывал с нравственной проповедью писателя, которая была посвящена отмене смертной казни. Этой теме, как известно, Толстой посвятил свою статью «Не могу молчать», которую он написал в результате своих внутренних переживаний после новости о двух десятках повешенных крестьян.




По моральным качествам Илья Репин сравнивал Николая Угодника со Львом Толстым. /Фото: 7factov.ru

Тогда писатель также надиктовал на фонограф речь, которая начиналась словами: «Нет, это невозможно! Нельзя так жить!». Он сетовал, что в мире происходит слишком много казней и это для него невыносимо.

Однако внешне писатель явно не походил на святителя Николая, и лицо святого художник Репин писал с поэта Аполлона Майкова. В преклонном возрасте в его образе и правда было что-то от христианского святого.

Известно, что этот поэт-лирик, воспевавший природу, в последние годы жизни увлекся религиозным мистицизмом и философскими рассуждениями, а также критиковал капиталистический строй, которому противопоставлял жизнь по христианским законам.




Майкрв в жизни и на картине.

Палач был написан с коллеги Репина, портретиста и жанриста Николая Кузнецова (кстати, именно он автор хрестоматийного изображения композитора Чайковского). Правда, узнать на картине Кузнецова сложно, потому что он обращен к зрителю в профиль, даже почти спиной.




Николай Кузнецов в жизни и на картине.

Также известно, кто скрывается под образами двух из троих осужденных. Того, что помоложе (он смотрит на происходящее глазами, полными изумления и испуга, но в то же время преисполнен любопытства) Репин написал с Дмитрия Мережковского – известного писателя-символиста.

Образ же смертника, который стоит на коленях и еще секунду назад мог погибнуть, Илья Репин написал с Иеронима Ясинского – знаменитого журналиста, поэта, писателя и литературного критика.




Ясинский в жизни и на картине.




Мережковский в жизни и на картине.

Картину «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» Илья Репин писал четыре года. Окончена она была в 1888-м – через год после празднования 800-летия перенесения мощей святого из Мир Ликийских в Бари, к которому, видимо, ее и заказали художнику.

Еще год спустя полотно показали на 17-й выставке ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок), где его купил император Александр III.

Сейчас эта картина хранится в Русском музее Санкт-Петербурга (Михайловский дворец) и любой желающий может рассмотреть каждого ее героя в подробностях.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090424/59678/

Комментариев нет:

Отправить комментарий