Как древние статуи греческого Парфенона оказались в Англии и др истории похищенных ценностей
Это происходит еще с истоков существования цивилизации: победители в военных конфликтах увозят с побежденных территорий различные культурные артефакты. Сейчас уже трудно сказать, какие из них были вывезены из стран своего происхождения в результате разграбления, а какие были приобретены законным путем или взяты под временное покровительство. Но поскольку в XXI веке отношение к происхождению культурных ценностей меняется, и многим из них еще предстоит вернуться в страны своего происхождения, эксперты пытаются раскрыть их запутанные истории, чтобы доказать, кому они должны принадлежать по праву.
Лошади церкви Святого Марка
Лошади церкви Святого Марка / Фото: blog.ricksteves.com
Напоминанием о том, что разграбление культурных артефактов старо как мир, служат четыре бронзовых лошади, размещенных в базилике Святого Марка в Венеции. Когда-то они были частью скульптуры колесницы, известной как Лошади Святого Марка.
Никто не знает, как давно были созданы эти статуи, но считается, что они родом с греческого острова Хиос, откуда приблизительно в 330 году н. э. они попали в Константинополь. Там скульптуры лошадей находились до 1204 года.
После падения Константинополя венецианцы разграбили побежденный город, и статуи лошадей, как символ триумфа, были отправлены в Венецию и установлены на террасе фасада базилики Святого Марка. Примерно в то же самое время на шеях лошадей появились ошейники, закрывающие те места, где их головы были сняты для обеспечения лучшей транспортировки.
В 1797 году Наполеон вывез статуи лошадей из базилики и увез их в Париж, разместив на вершине Триумфальной арки. Там они оставались до 1815 года. После поражения Наполеона под Ватерлоо лошадей вернули в Венецию и установили на прежнее место, где они находились до начала 1980-х годов.
Бронзовые статуи лошадей / Фото: seevenice.it
Однако из-за растущего загрязнения воздуха статуи начали быстро разрушаться и были перенесены внутрь собора Святого Марка, а снаружи заменены точными копиями.
Коллекция мраморных статуй Парфенона
Статуи Парфенона / Фото: artnews.com
Британский музей, пожалуй, как никакое другое крупное учреждение, сталкивается с критикой в отношении того, что он приобрел и хранит множество артефактов, вывезенных из мест своего происхождения незаконным путем. Среди наиболее известных и спорных - коллекция мраморных статуй, которые были вывезены из Парфенона в Афинах около 1810 года.
Эти мраморные статуи были созданы между 447 и 432 годами до нашей эры в качестве архитектурного декора Парфенона - храма греческой богини Афины. Коллекция включает более тридцати мраморных скульптур.
В начале XIX века, когда Греция находилась под контролем Османской империи, аристократ по имени Томас Брюс, более известный как лорд Элгин, был британским послом в Османской империи. Он вывез эти бесценные артефакты из Греции, утверждая, что у него было разрешение, полученное от османских чиновников, управлявших в то время Афинами.
Позже мраморные статуи были проданы Британскому музею примерно за 35 тысяч фунтов стерлингов, что эквивалентно почти 5 миллионам долларов сегодня, на условиях, что они будут храниться вместе и называться «мраморные статуи Элгина».
Статуи Парфенона
Однако за прошедшие годы многие усомнились в правдивости утверждения лорда Элгина о том, что он действительно имел право на вывоз статуй, и сейчас правительства Греции и Великобритании постоянно ведут переговоры о возвращении этих культурных ценностей в Грецию. Однако на данный момент они все еще находятся в Британском музее.
Скульптура Мадонны Микеланджело
Мадонна из Брюгге / Фото: violity.com
Мраморная скульптура, известная под названием «Мадонна из Брюгге», созданная мастером эпохи Возрождения Микеланджело, была первой и единственной из его работ, покинувших Италию еще при его жизни. Вырезанная из цельного куска каррарского мрамора, она изображает младенца Христа и его мать Марию.
В 1504 году эту скульптуру приобрели торговцы текстилем из бельгийского города Брюгге, а позднее она дважды вывозилась из Бельгии незаконным путем.
Первая кража скульптуры произошла в 1794 году, когда войска Наполеона заняли Брюгге. Мадонну вывезли из церкви Богоматери и переправили в Париж, где она оставалась до поражения Наполеона при Ватерлоо. После этого скульптура была возвращена в бельгийскую церковь.
Во время Второй мировой войны нацисты вывозили с оккупированных территорий скульптуры, картины, украшения – практически все, что представляло ценность для культурной истории человечества. По оценкам экспертов, ими было украдено около одной пятой всех культурных ценностей в Европе.
Возвращение Мадонны в Брюгге / Фото: violity.com
В 1944 году, когда нацисты были отброшены из Брюгге войсками союзников, они забрали Мадонну с собой. После краха Третьего рейха скульптура считалась утерянной, но вскоре она была обнаружена в соляной шахте в Австрии вместе с другими культурными ценностями, захваченными нацистами, и вновь возвращена в церковь Брюгге, где и находится в настоящее время.
Деревянная скульптура Королевы Бангвы
Статуя Королевы Бангвы / Фото: nytimes.com
Во время немецкого колониального правления в Камеруне большинство культурных ценностей этой африканской страны были вывезены в Европу и в настоящее время хранятся в музеях разных стран. Но некоторые из них бесследно исчезли в частных коллекциях.
В 1990 году деревянная скульптура из Камеруна, известная как Королева Бангва, была продана на аукционе Sotheby's за рекордные 3,4 миллиона долларов, что сделало ее самым дорогим произведением африканского искусства в мире того времени. Однако это был далеко не единственный случай, когда эта скульптура попала в заголовки газет.
Точное происхождение статуи неизвестно, но в берлинский Музей Фолькеркунде она попала в конце 1890-х годов. Оттуда в 1930-х годах его приобрел арт-дилер, а затем знаменитая предпринимательница и коллекционер Елена Рубинштейн. О месте нахождения скульптуры стало случайно известно в 1934 году, когда у Рубинштейн ее сфотографировал американский художник Ман Рэй.
В 1966 году после смерти Рубинштейн ее коллекция произведений искусства Африки и Океании была выставлена на аукцион Sotheby's, и Королева Бангва была продана за 26 тысяч долларов. Однако позже фонд Dapper Foundation заплатил за эту статую 3,4 миллиона долларов, и она до 2017 года находилась в Музее фонда в Париже.
Королева Бангва
Когда музей был закрыт из-за низкой посещаемости и высоких затрат на содержание, представители фонда заявили, что статуя будет продолжать появляться на выставках по всему миру, однако правительство и общественность Камеруна потребовали возвращения статуи, опасаясь, что она может снова попасть на аукцион и навсегда исчезнуть.
Коллекция Национального музея Камбоджи
Предметы из коллекции Лэтчфорда
В начале 1970-х годов британский авантюрист Дуглас Лэтчфорд, больше известный под прозвищем «Динамит Дуг», стал одним из крупнейших поставщиков камбоджийских древностей во всем мире.
Многие музеи приобретали у Лэтчфорда культурные ценности и сокровища легендарной Кхмерской империи, поскольку он всегда представлялся их спасателем и уверял, что эти сокровища могли бы просто исчезнуть или быть уничтоженными.
Значительная часть этих сокровищ оставалась в его личной коллекции. На момент смерти Лэтчфорда в 2020 году коллекция собранных им ценностей насчитывала более 125 предметов и оценивалась в сумму более 50 миллионов долларов.
Однако не все видели в Лэтчфорде предпринимателя и коллекционера, многие ставили под сомнение способы, которыми были получены эти старинные предметы. Как позднее стало известно, он скупал их у фермеров, черных археологов и мародеров.
За год до смерти Лэтчфорду было предъявлено обвинение в фальсификации происхождения многих проданных им предметов и в незаконном их вывозе из Камбоджи, но незадолго до суда он скончался.
Галерея Британского музея, где до сих пор хранятся сокровища, украденные Лэтчфордом / Фото: theartnewspaper.com
Его дочь, унаследовавшая личную коллекцию отца, согласилась вернуть ее Национальному музею Камбоджи, в то время как многие из украденных Лэтчфордом ценностей до сих пор остаются в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300524/60196/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий