Рисовала, даже когда ослепла, а через 20 лет после смерти её цветы на картине продали за $44 миллиона




В конце 2014 года на Нью-Йоркском аукционе произведений искусства произошла сенсация. Картина американской художницы Джорджии О'Киф «Дурман», написанная в 1932 году, была продана за рекордную сумму - 44 миллиона долларов, что в четыре раза превысило первоначальную оценку и сделало ее самой дорогой картиной в мире, написанной женщиной. Это произошло через 20 лет после смерти художницы, положившей начало развитию модернизма в американской живописи.

Детство Джорджии и ее путь к модернизму



Джорджия О'Киф / Фото: britannica.com
Она родилась в 1887 году в городе Сан-Прери штата Висконсин, в многодетной семье фермеров. Ее детство прошло в окружении живописных природных ландшафтов, где девочка впервые начала учиться рисовать.

Во время учебы в школе учителя не раз обращали внимание родителей Джорджии на ее художественные способности и старались их развивать. Именно от своих школьных учителей Джорджия получила первые уроки живописи.

После окончания школы она решила стать профессиональным художником и в восемнадцатилетнем возрасте поступила в чикагский институт искусств, а затем переехала в Нью-Йорк, где продолжила образование в Лиге художников.

Джорджия быстро овладела основами имитационного реализма и, будучи студенткой, выиграла стипендию за представленную на выставке работу.
Однако ее не увлекало творчество в рамках традиционного реализма, поэтому после окончания учебы она уехала обратно в Чикаго, где устроилась работать художником в рекламное агентство.




Картина, написанная в 1932 году и проданная за 44 миллиона долларов через 30 лет после смерти художницы
В 1912 году произошло ее знакомство с художником и педагогом Артуром Уэсли Доу, обладавшим революционным мышлением и считавшим, что художник должен творить только исходя из своих идей и своего видения искусства. У него Джорджия научилась новой технике гармоничного распределения линий, цвета и светотеневой композиции.

Доу, увлеченный японской культурой, отвергал подражательный реализм, что нашло отклик в мировоззрении начинающей художницы. Она вспомнила, как интуитивно следовала своему мироощущению во времена своего детства на ферме, когда знакомилась с живописью посредством личных экспериментов и учебников по искусству.




Джорджия О'Киф
Благодаря Доу у Джорджии вновь возродилось желание стать профессиональным художником, хотя она и понимала, что этот революционный путь будет для нее непростым.


Небоскребы, небоскребы...



Джорджия О'Киф и Альфред Штиглиц / Фото: britannica.com
После знакомства с Доу Джорджия начала экспериментировать со своими рисунками и вскоре решилась некоторые из них показать своей подруге по художественному колледжу, а та в свою очередь отнесла их владельцу знаменитой Нью-Йоркской галереи авангардного искусства Альфреду Штиглицу.

Впечатленный увиденным, Штиглиц разместил эти рисунки в своей галерее, а затем организовал персональную выставку работ Джорджии и предложил ей переехать в Нью-Йорк, чтобы развивать свой талант под его кураторством.

Она приняла это предложение. Вскоре их творческий союз перерос в романтический, хотя Штиглиц был старшее Джорджии на 24 года и в то время еще был женат на другой. Но через несколько лет он развелся, женился на Джорджии, и они начали жить на два дома - в зимнее время работали в Нью-Йорке, а лето проводили в пригороде, в частном поместье Штиглица.

Джорджия О'Киф стала музой Штиглица, будучи художником, он писал ее портреты и обнаженную натуру, одновременно продвигая ее искусство, организовывая выставки в лучших галереях Нью-Йорка и неустанно доказывая, что женщины могут создавать шедевры, ничем не уступающие творчеству мужчин.




Работы Джорджии О'Киф в ее цветочный период
Экспериментируя со своим искусством, О'Киф никогда не отказывалась от своего основного направления модернистской абстракции, но при этом пробовала работать в разных стилях и с разными формами. Наиболее известными ее работами того периода стали изображения цветов крупным планом и небоскребов Нью-Йорка - американского символа тех лет.


Вдохновленная латиноамериканской культурой



Джорджия за работой / Фото: theguardian.com
В 1929 году Джорджия совершила свою первую поездку на север Нью-Мексико. Суровый пейзаж, индейская и латиноамериканская культура региона вдохновили О'Киф на новое направление в искусстве. В течение следующих двух десятилетий она почти каждое лето отправлялась жить и работать в Нью-Мексико, а после смерти супруга переехала туда на постоянное место жительства.

Там в живописной пустыне она обнаружила Ранчо Призраков, которое стало ее местом силы и вдохновило на творчество, шедшее как бы изнутри ее существа. Именно там, среди суровых и бесплодных холмов, родились ее лучшие картины в абстрактном стиле, который она определяла как свой собственный стиль.

Она приобрела это ранчо, затем неподалеку еще одно, с большим садом, и продолжала творить там до конца своей жизни. Позднее это место вместе с картинами Джорджии и изображенными на них абстрактными формами стали называть «страной О'Киф».




Работы Джорджии О'Киф
У своего супруга Джорджия научилась управлять собственной карьерой и контролировать все аспекты своей деятельности. Это очень помогало ей, когда Штиглица не стало. После его смерти она начала путешествовать по миру и создавать свои картины в местах, которые захватывали ее воображение, включая горные вершины Перу и гору Фудзи в Японии.


Ухудшение зрения и последняя работа, созданная без посторонней помощи



В 1972 году Джорджия нарисовала свою последнюю картину без помощника / Фото: newyorker.com
К середине 1970-х годов у Джорджии О'Киф начало резко ухудшаться зрение. Врачи поставили неутешительный диагноз - дегенерация желтого пятна, который означал, что вскоре художница не сможет создавать свои шедевры.

Но воля О'Киф к творчеству не уменьшилась вместе с ее зрением. В 1972 году она без посторонней помощи нарисовала свою последнюю картину маслом «За гранью», после этого обзавелась несколькими помощниками, которые помогали ей смешивать краски, подготавливать холст, и таким образом она могла снова создавать картины.

Ее друг и помощник Хуан Гамильтон показал ей, как работать с глиной, и она смогла создавать произведения искусства в этой технике. Но из-за ухудшения здоровья в 1984 году Джорджия все же вынуждена была переехать в Санта-Фе, где два года спустя тихо ушла из жизни, не дожив одного года до своего столетия. По просьбе Джорджии ее тело было кремировано, а прах развеян с вершины горы.




Хуан Гамильтон научил Джорджию работать с глиной
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160624/60379/

Комментариев нет:

Отправить комментарий