Немецкий оперный композитор (1813—1883) . Автор опер «Летучий голландец»
(1840—1841), «Тангейзер и состязания певцов в Вартбурге» (1843—1845), «Лоэнгрин»
(1848), «Кольцо нибелунга» (1848—1874), «Тристан и Изольда» (1857—1859),
«Парсифаль» (1877—1882) и др. Основал оперный театр «Фестшпильхауз». Мировым
шедевром признана тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1876). Руководил Дрезденским
оперным театром (1842—1848).
Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года. Всего в семье было девятеро
детей, но двое умерли в раннем возрасте. Отец скончался в год рождения Рихарда.
По желанию отца, страстного театрала, старшая дочь Розалия стала актрисой: в 16
лет она дебютировала в Лейпцигском театре; другая дочь, Луиза, с десяти лет
выступала на сцене и также посвятила себя театру; третья дочь, Клара, рано
сформировалась как превосходная певица и в 16 лет с успехом исполнила в театре
итальянской оперы в Дрездене роль Золушки в одноименной опере Россини. Старший
сын Альберт готовился посвятить себя медицине, но любовь к театру взяла верх, и
он сделался певцом и режиссером. С театром был связан и отчим – актер, драматург
и художник Людвиг Гейер, заменивший Рихарду отца.
Гейер взял на себя заботы о семье умершего друга. Он женился на матери
Рихарда – простой, малообразованной, но веселой и мужественной Иоганне-Розине.
Рихард очень любил Гейера и считал его своим отцом. Всю жизнь он вспоминал о нем
с благодарностью.
Гейер был первым, кто высказал догадку о пути, по которому пойдет жизнь
Рихарда. Накануне своей смерти он просил мальчика сыграть ему на рояле хор из
оперы «Вольный стрелок» Вебера; слушая игру 8-летнего Рихарда, Гейер внезапно
сказал жене: «Быть может, у него талант к музыке?..»
Вагнер решил посвятить себя музыке и твердо шел по этому пути. Он
самостоятельно, без помощи учителей, изучил теорию композиции. В 1831 году
поступил вольнослушателем в Лейпцигский университет в качестве «студента
музыки». В конце января 1833 года Вагнер отправился на поиски счастья в
Вюрцбург, через год переехал в Лейпциг.
Музыкальный сезон 1834—1835 годов Вагнер провел в Магдебурге, где дирижировал
в небольшом оперном театре. Дела театра шли плохо, несмотря на энергию нового
дирижера, которого полюбили и публика, и артисты. Вагнер решил больше не
возвращаться в Магдебург. Но встреча с Вильгельминой (Минной) Планер,
очаровательной артисткой этого театра, заставила его проработать в Магдебурге
еще сезон. Вагнер делал попытки пополнить труппу, обновить репертуар, но сборы
продолжали падать, и многие артисты стали подыскивать себе новые места. Среди
них была и Минна, уехавшая в Берлин. В полном отчаяния письме Вагнер умолял
Минну вернуться и стать его женой: иначе – «я решил предаться пьянству, бросить
всякую дальнейшую деятельность и как можно скорее отправиться к черту».
В 1836 году Минна стала женой Вагнера. Позже оказалось, что поспешный брак
не принес счастья. Молодой, необеспеченный композитор, одержимый новыми
грандиозными идеями, веривший в свое великое призвание, и красивая практичная
женщина (старше его на 4 года), не любившая ни театра, ни искусства, были
совершенно чужими людьми.

С 1837 по 1839 год Вагнер жил в Риге. Он работал в театрах и брал уроки
французского языка.
Вагнер не терял веры в свои силы, он был полон честолюбивых надежд, он мечтал
покорить Париж, добиться успеха, славы, денег. «Это была дерзость артиста, –
писал позже один из его друзей. – С женой, с половиной оперы, с маленьким
кошельком и со страшно большой, страшно прожорливой ньюфаундлендской собакой
отправиться через море и бури от Двины прямо до Сены, чтобы стать знаменитым в
Париже!..» Годы, проведенные в Париже, были для Вагнера, как и для молодых
героев многих романов Бальзака, временем «утраченных иллюзий».
Положение Вагнера было катастрофическим. Все ценное было заложено в ломбарде
и продано. Нередко он целый день бегал по городу – в холод, в туман, – чтобы
добиться от кредиторов отсрочки уплаты долгов; однажды, вернувшись из такого
похода, не раздобыв и пяти франков на обед, он застал Минну в слезах: в доме не
осталось ни куска хлеба. Вагнер старался не терять мужества, друзья поражались
его неистощимому юмору, но, когда заболела Минна и ему не на что было купить
лекарство, Вагнера охватило отчаяние: «Помоги мне Бог, я больше не могу себе
помочь. Я использовал все, все – последние источники голодающего… И я проклял
свою жизнь; что же еще я могу сделать?» Не достав денег, Вагнер попал в долговую
тюрьму и вышел из нее лишь через месяц…
В Париже Вагнер очень тосковал по родине и в 1942 году вернулся в Германию.
«Триумф! Триумф!.. День настал! Пусть он светит вам всем!» – так писал Вагнер
своим друзьям о премьере «Риенци» в Дрездене 20 октября 1842 года. Безвестный
музыкант, погибавший в нищете в Париже, внезапно стал модным композитором,
знаменитостью; газета поместила его автобиографию с портретом. Шумный успех
роскошной «Риенци» был для Вагнера неожиданностью. Он получил место в одном из
лучших в Германии Дрезденском театре. Но основные силы он отдает творчеству.
После постановки опер «Риенци» и «Летучий Голландец» он написал еще две –
«Тангейзер» и «Лоэнгрин».
Наряды Вагнера тоже были роскошными и утонченными: он предпочитал кружевные
рубашки, атласные брюки и атласные шелковые халаты. Из-за любви к роскоши и
финансовой безответственности Вагнер однажды провел ночь в долговой тюрьме.
В марте 1848 года в Германии началась революция. Вагнер приветствовал ее, но
вскоре восстание потерпело поражение. Композитор вынужден был бежать из Германии
в Швейцарию, где прожил девять лет.
Личная жизнь Вагнера не налаживалась. У Минны развивалась сердечная болезнь.
Изо всех сил она старалась экономно вести хозяйство, а Вагнер тратил много и
нерасчетливо. Не находя удовлетворения своим художественным запросам, вдали от
родины, оторванный от привычной бурной деятельности, лишенный возможности видеть
поставленными свои оперы, не получая импульсов для творчества извне и вместе с
тем продолжая упорно творить, Вагнер нуждался в покое, домашнем уюте. Он все
больше стремился к роскоши, не соответствовавшей его скудным средствам, – пышно
обставил квартиру, отправился путешествовать в Альпы, затем в Италию, ездил
развлечься в Париж, где пользовался благосклонностью знаменитой куртизанки
Павии. Он познакомился с Джесси Лоссот, прекрасной 21-летней англичанкой, чей
муж оказал композитору безвозмездную финансовую помощь. Джесси поразила
композитора красотой и умом. Они даже собирались вместе отправится в Грецию.
Однако об этом узнал ее муж и пригрозил убить Вагнера. Мистер Лоссот увез жену с
собой. Вагнер пытался их преследовать, но муж Джесси обратился за помощью в
полицию, после чего композитору пришлось отступить. Однако Рихард продолжал
наслаждаться жизнью. Обеспечить возможность вести такую жизнь, по мнению
композитора, должны были его друзья и поклонники.
Около Вагнера образовался кружок преданных друзей. С годами их становилось
все больше. В Цюрихе нередко гостил Лист, здесь поселился архитектор Земпер,
бежавший после разгрома дрезденского восстания в Англию (где его и нашел Вагнер
во время поездки в Лондон), поэт Гервег – также политический изгнанник.

Однако в 1857 году композитор еще не предчувствовал, что этой женщине,
моложе его на 24 года, суждено стать его последней и подлинной любовью. В те
годы Вагнер был охвачен пылкой страстью к Матильде Везендонк. Их знакомство
произошло в начале 1852 года в Цюрихе. Отто Везендонк, зная стесненное
материальное положение композитора, предложил ему свое гостеприимство. Вагнер
сразу влюбился в его жену: 24-летняя Матильда отличалась редкой красотой,
обаянием, поэтическим складом души. Она сочиняла стихи, тонко чувствовала музыку
и преклонялась перед гением Вагнера. «Лучшее, что я знала, – вспоминала
впоследствии Матильда, – я получила от Вагнера». В свою очередь Рихард писал ей:

А моя милая муза все еще вдали от меня?»
Он делился с ней художественными замыслами, читал свои статьи, написал ей в
альбом фортепианную сонату и создал на ее тексты замечательные романсы – «Пять
стихотворений для женского голоса». Вагнер посылал Матильде первые наброски
возникавших у него музыкальных тем – из «Валькирии», «Зигфрида», «Тристана и
Изольды», «Мейстерзингеров» и даже «Парсифаля». Она была его первой
слушательницей: то, что Вагнер сочинял утром, по вечерам он играл Матильде.
Любовью к Матильде Везендонк вдохновлена и одна из оригинальнейших опер Вагнера
– «Тристан и Изольда». Эта опера, по словам композитора, – памятник глубочайшей
неразделенной любви: «Хотя мне не дано было никогда испытать настоящего счастья
любви, я все же хочу поставить памятник этой красивейшей утопии – такой
памятник, в котором все, от первого до последнего штриха, будет насыщено
любовью. В голове у меня бродит мысль о "Тристане и Изольде": простая, но полная
вдохновения музыкальная концепция! Черным флагом, который веет в последнем акте,
прикрою себя самого и – умру!» Матильда Везендонк сумела подчинить свое чувство
к Вагнеру долгу перед мужем и семьей (к тому времени она была матерью троих
детей). Отто Везендонк остался другом композитора и продолжал оказывать ему
материальную помощь.
Минна Вагнер не верила, что отношения Матильды и ее мужа чисто платонические.
Ее опасения подтвердились, когда она перехватила любовное письмо. Вне себя от
ярости, Минна устроила сцену сначала Рихарду, а затем и Матильде. Везендонк обо
всем откровенно рассказывала мужу, поэтому была удивлена, что Вагнер не посвятил
Минну в подробности их отношений. Она порвала с композитором и вернулась к мужу.
Минна тоже уехала из дома Вагнера. После этого скандала они почти не жили
вместе.
Жизнь композитора проходила в вечных скитаниях: Париж, Вена, Лейпциг,
Петербург, Москва. В Мюнхене он стал любимцем короля Людвига II, известного
своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. Монарх оплачивал все долги
композитора и текущие расходы.
По желанию Вагнера для музыкального руководства его операми в Мюнхен был
приглашен его друг и ученик Ганс Бюлов, под его управлением состоялась премьера
«Тристана». Бюлов поселился здесь в конце июня 1864 года с женой, Козимой и
двумя дочерьми. Пятидесятилетний Вагнер стал любовником госпожи фон Бюлов. За
пять лет до этого Рихард увлекался старшей сестрой Козимы Бландин. Козима, живя
в доме Вагнера в качестве его секретаря, старалась создать композитору семейный
уют, которого он был так долго лишен. Брак ее с Бюловом оказался несчастливым, а
любовь к Вагнеру зрела в ее душе давно. Женщина спокойного нрава, она не
выносила резких выходок Ганса. Тем не менее сначала она жила и с мужем и
Вагнером, но затем предпочла любовника.
Бюлов тяжело переживал измену жены и друга, которому был так предан. Узнав о
происшедшем из случайно вскрытого письма Вагнера к Козиме, он глубоко затаил
свое горе и ничего не сказал даже ближайшим друзьям.
И в этих условиях Бюлов продолжал верно служить делу Вагнера до тех пор, пока
композитор покинул Мюнхен.
Поведение Вагнера глубоко оскорбило не только Бюлова, но и другого его
верного друга – Листа, отца Козимы.
Покинув в 1865 году столицу Баварии, Вагнер надолго обосновался в Швейцарии.
До весны 1866 года он жил на вилле вблизи Женевы, а в апреле поселился
неподалеку от Люцерна, в Трибшене.
Но как непохожа была жизнь в Трибшене на первое «швейцарское изгнание»
Вагнера! Шесть лет, проведенных здесь (1866—1872), были самыми спокойными и
счастливыми в его бурной жизни. Кончились нужда и гнетущее одиночество. Рядом с
ним была Козима, верный и преданный друг, человек сильной воли, настойчивости,
энергии и честолюбия не меньшего, чем у Вагнера. На склоне лет он узнал счастье
отцовства – один за другим рождались дети, которым композитор давал имена своих
любимых оперных героев. Еще в Мюнхене, во время репетиций «Тристана», появилась
на свет Изольда, за ней – голубоглазая, златокудрая Ева, названная в честь
герцогини «Мейстерзингеров», и, наконец, желанный сын, нареченный Зигфридом. Его
рождение совпало с завершением оперы «Зигфрид»: «В тот день, когда у меня,
счастливейшего, родился прекрасный сын, я окончил композицию "Зигфрида",
прерванную одиннадцать лет назад. Неслыханный случай! Никто не поверил бы, что я
это совершу… Только теперь предстоит мне жить в радости. Прекрасный, крепкий сын
с высоким лбом и ясным взглядом, Зигфрид Рихард наследует имя своего отца и
сохранит его творения миру», – писал Вагнер другу. Свои настроения этих дней он
запечатлел в светлой и безмятежной музыке «Зигфрид-идиллии» для малого
симфонического оркестра, которой предпослал стихотворное посвящение Козиме:
Пусть тот, кто ценит Зигфридов обоих,
Вкушает звуков мир, рожденный для тебя

Козима в доказательство любви и преданности мужу отрезала себе волосы,
которыми муж так восхищался, и положила их на красной подушке в гроб под его
голову. Она пережила Вагнера почти на полвека и с большой энергией продолжала
его дело; она умерла в 1930 году, девяноста трех лет от роду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий