Джузеппе Верди <Аида>


Опера в четырёх действиях (семи картинах)
Либретто оперы по сценарию О. Мариэтта написано А. Гисланцони.
Первое представление состоялось 24 декабря 1871г. в Каире.

Царь Египта.............................................................бас
Амнерис, его дочь.................................меццо-сопрано
Аида, рабыня.....................................................сопрано
Радамес, начальник дворцовой стражи ...............тенор
Рамфис, верховный жрец.........................................бас
Амонастро,эфиопский царь, отец Аиды..........баритон
Гонец.....................................................................тенор
   Действие первое. Картина первая. Тронный зал во дворце фараона в Мемфисе. Мощные, уходящие ввысь колонны, гигантские статуи, пышное убранство - всё здесь утверждает силу, могущество, власть.Однако верховный жрец Рамфис, встретив в зале начальника дворцовой стражи Радамеса, сообщает тревожную весть: царь Эфиопии со своими воинами вновь перешёл границу Египта. Надо немедленно двинуть войска ему навстречу, иначе он осадит столицу.Рамфис направляется в храм Изиды - спросить богиню, кому выпадет честь возглавить поход египтян. Мечтающий о славе Радамес вздыхает: счастлив избранник! Им будет отважный и молодой, - многозначительно предрекает Рамфис, давая понять, что верховному служителю Изиды заранее ведомы её решения.    Окрылённый намёком Радамес, проводив жреца до порога, подходит к арке в глубине зала. Через арку видны богатые городские кварталы, сады. О, избери богиня его - он не посрамит родного города. Поход... Победа... Мемфис рукоплещет, предлагает любую награду... Радамес же, вместо всех сокровищ, попросит единственную жемчужину - юную Аиду, рабыню дочери фараона Амнерис.    О чём он мечтает? - спрашивает Амнерис, появляясь в сопровождении Аиды. Она пытливо смотрит на Радамеса. Правда, до женской половины дворца тоже дошёл слух о нашествии врагов. Но пока это слух. И стоит ли серьёзно думать о дерзких эфиопах? Египтяне всегда их побеждали, живое доказательство этому - пленная Аида. Так что не судьба родины волнует сейчас гордую дочь фараона. Её гнетёт другое. Страстно влюблённая в красивого начальника дворцовой стражи, она нередко перехватывает его нежные взгляды, устремлённые на Аиду. Неужто Радамес предпочёл ей рабыню?    В зал входит фараон, окружённый жрецами, гвардией, толпой придворных. Он собрал всех сюда, чтобы выслушать донесения с границы. Позвать гонца!    Распростёршись у трона, гонец подтверждает тревожную весть: царь Эфиопии Амонасро вторгся со своими полчищами в пределы Египта. Захватил Фивы, грозит Мемфису!   По залу проносится ропот возмущения, переходящий в радостный гул, когда фараон возвещает: "В битву! гибель врагам!" А после объявления верховным жрецом воли Изиды - богиня избрала полководцем Радамеса - все восторженно приветствуют избранника.   Лишь Аида побледнев, не может вымолвить ни слова. Страшное испытание послала ей судьба! Никому во дворце не известно, что она - дочь царя эфиопов Амонасро. Если победит отец - погибнет Радамес, которого она беззаветно полюбила. Если боги даруют удачу Радамесу - будут повержены её отец, братья... Горе ей! Она даже не знает, за кого молиться!    Картина вторая. Храм бога Ра в Мемфисе. Струящийся с купола таинственный свет мягко обволакивает ряды колонн, фигуры жрецов, алтарь, у подножия которого склонился Радамес. Над головой полководца развернулось серебряное покрывало. Рамфис подаёт меч, достойное оружие предков. Всесильный Ра поможет Радамесу разить им врагов. Жрецы молят о даровании победы, жрицы изгибаются в священном танце... На рассвете Радамес поведёт войско в бой.

Действие второе. Картина первая. Одна из комнат в покоях Амнерис. Рабыни украшают дочь фараона к предстоящему празднеству - триумфальной встрече Радамеса.   Разгром неприятеля, успех того, кого она так упорно ждала,близкое свидание радуют Амнерис, будят в ней мечты о грядущем. И всё же лёгкое облачко беспокойства бросает тень на её счастье. Аида... Только ли участь разбитых на голову эфиопов заставляет рабыню лить слёзы? Или она продолжает надеяться на невозможное? Выпытать это лучше всего сейчас, пока рабыня не знает о возвращении полководца.    Отослав невольниц, Амнерис зовёт Аиду. Бедняжка всё ещё горюет? Ничего, после ночи приходит день... Затем, расчитывая внезапной новостью скорее вырвать признание, она сообщает о "смерти" Радамеса: герой погиб в последнем бою.   Вскрикнув, Аида закрывает лицо руками. Однако Амнерис продолжает игру."Я пошутила,-говорит она усмехаясь. - Радамес не умер..." И то, что следует за этим , приводит надменную дочь фапаона в бешенство. По щекам Аиды текут слёзы, зато глаза... Они сияют таким восторгом, что сомневаться нельзя: рабыня любит. Не только любит - надеется! Как она смеет, презренная!   "Ты соперница? Так будь же ею!" - восклицает в самозабвении Аида. Истерзанная горем, она едва не признается: она тоже царская дочь! Но вовремя спохватившись, опускается к ногам Амнерис: госпожа простит! Удел госпожи - счастье, удел рабыни - скорбь.   Мольбы бесполезны. Амнерис приказывает: рабыня забудет Радамеса. Или умрёт! А за то, что она осмелилась соперничать, её подвергнут такому унижению, какое раз и навсегда научит дерзкую покорности.   Картина вторая. Огромная площадь в Фивах заполнена народом. На трон, воздвигнутый против храма, поднимается фараон с дочерью. Вокруг размещаются жрецы, свита, дворцовая стража. Поодаль, но так, чтобы быть под рукой, рабы. Среди них Аида.   Празднество начинается парадным шествием. Под звуки торжественного марша мимо трона проходят войска египтян. Танцовщицы, скользя в пляске, показывают толпе драгоценности побеждённых. Несут знамёна, статуи богов, трофеи. Едут колесницы, ведут боевых коней. И наконец, появляется тот, каго так нетерпеливо ждут. "Слава герою! Слава!" - несётся по площади. Жрицы устилают путь Радамеса цветами, красивейшие девушки воспевают его доблесть. Сам фараон обнимает победителя: "Требуй, что пожелаешь!" Амнерис, увенчав избранника лавровым венком, указывает ему место рядом с собой. При этом она не может удержаться, чтобы не взглянуть на Аиду. Каково сопернице?    Аида в отчаянии. Униженная, затерявшаяся среди рабов, она убеждена, что забыта Радамесом. Может ли быть что-либо горше?   Мимо трона проводят длинную вереницу пленных. Печальную процессию замыкает Амонасро. И Аида, забыв о себе, кидается ему на шею. Отец в кандалах! "Не выдавай", шепчет Амонасро. Потом, назвавшись одним из военачальников, он утверждает, что царь эфиопов убит. Он сам был тому свидетелем. Это позволяет побеждённым надеяться на милосердие. Пощады, великий фараон!    Пощады!- взывает народ. Пощады!- плачет Аида. Пощады!- падают ниц побеждённые. Однако Рамфис, а за ним и остальные жрецы, требуют казни. Их воля - воля богов. Но Радамес, которому обещано всё, что он пожелает, просит освободить взятых в плен. И верховный жрец вынужден уступить. Единственно, чего ему удаётся добиться,- это оставить, на всякий случай, Аиду и её отца заложниками. В заключение празднества фараон провозглашает: он отдаёт руку дочери освободителю Египта. Слава Радамесу!    Страна рукоплещет. Радамес достиг высшей власти. Однако он ощущает боль и смятение. Одна слеза Аиды ему дороже всех алмазов Амнерис! 
 Действие третье. Обрывистый берег Нила. Луна ярко освещает поверхность воды, пальмы, храм Изиды на высоком уступе. Среди камней прочаливает лодка. Из неё выходят верховный жрец, Амнерис, несколько женщин. Друг за другом поднимаются они по тропинке в храм, чтобы испросить согласие богини на брак дочери фараона.   Скрывшись за утёсом, Аида испуганно глядит им вслед. Она ждёт здесь Радамеса. Что он скажет? Если это их последнее свидание, Нил будет ей могилой. Всё здесь ей чуждо - и природа, и люди. С тоской вспоминает Аида родной край - лазурное небо, прозрачный воздух, кристальные ручьи. Нет, не суждено ей, заложнице, возвратиться в родные горы и рощи!   Хрустнул прибережный песок. Среди пальм скользит тень. "Радамес", - тихо окликает Аида.   Она ошиблась. Это Амонасро. Он следил за дочерью и знает всё. О её любви, её страданиях. О том, что она должна встретиться здесь с Радамесом. Дитя... Разве она не хочет быть опять свободной? Увидеть родину? Повергнуть Амнерис... Она любит Радамеса? Что ж, царевна, как равная, протянет ему руку.    Затаив дыхание, Аида смотрит на отца. За день блаженства, какое он сулит, она пожертвует жизнью. Но кто в силах подарить ей такое счастье? "Ты сама!" - отвечает Амонасро. Эфиопы снова восстали. Чтобы их сломить, Радамес поведёт войска. Дочь должна выпытать у него, какой дорогой пойдут египтяне. Амонасро нападёт врасплох.   Аида отшатывается. Невозможно! Отец уговаривает. Просит. Напоминает о родине, матери, братьях. Проклинает. Грозит. Наконец с издёвкой бросает ей в лицо: "Презренная раба!" Услышав это, Аида вскидывает голову. Нет, не раба! Она согласна... Обрадованный Амонасро прячется за ствол пальмы - оттуда он услышит всё.    Тишина. Ожидание. И вот - Радамес. Обняв Аиду, он клянётся: любит её одну. Воинский долг призывает его вторично возглавить поход. Но, вернувшись, он упросит фараона расторгнуть помолвку с Амнерис. Аида возражает. Дочь фараона не уступит, их ждёт гибель... Есть иной выход - бегство. Родина Аиды, царской дочери, даст им приют.    Радамес поражён. Изменить отчизне?! Никогда! Но Аида молит, и он колеблется. Затем, уступая любви, соглашается. Надо бежать, опередив войска. Армия пройдёт через ущельеНапата, - выдаёт он, забывшись, военную тайну. И видит в тени пальмы человека. Кто это?! "Кто нас подслушал?.." "Отец Аиды, эфиопский царь", - появляется Амонасро.   Но подслушал не только Амонасро. "Предатель!" - падает сверху крик Амнерис. Покинув храм, дочь фараона заметила наречённого с рабыней. В гневе призывает она Рамфиса. Жрец зовёт стражу. "Бегите!" - говорит Радамес Амонасро, задерживая стражу. Аида с отцом исчезают в расщелинах. А теперь... "Я твой пленник, великий жрец",- подходит Радамес к Рамфису.
 Действие четвёртое. Картина первая. Зал во дворце фараона. За колоннами большая дверь, ведущая в подземелье, где судят особо важных преступников.   У двери - неподвижная Амнерис. Во власти противоречивых чувств - ненависти и любовной страсти,- она не знает, что предпринять. Наконец отдаёт страже распоряжение привести кзника.   Входит Радамес. При виде его Амнерис решает: спасти! Но спасти для себя. Удалив стражу, она обещает Радамесу свободу, богатство, трон. Свои ласки. Все блага мира, если он забудет Аиду. На что ему жизнь без любви и чести? - отстраняет её Радамес. "Так ты умрёшь, безумец!" - и Амнерис зовёт стражу.   Потом она с ужасом следит за тем, как жрецы спускаются в судилище. Приникнув к тяжёлой двери, жадно ловит обрывки доносящихся фраз. "Изменил!" - решают судьи. Охваченная страхом Амнерис кидается им навстречу. Она любит! Они должны простить Радамеса. Но на жрецов не действуют ни мольбы, ни проклятья. Изменник будет заживо замурован в скале.    Картина вторая.Мрачное, узкое подземелье под храмом бога Ра в Мемфисе. Заключённый в этот каменный мешок, Радамес слышит, как закладывают над ним последнюю глыбу. Кончено. Он погиб!   Как бы в ответ на его мысли, во мраке раздаётся стон. Кто может быть здесь?    Аида обнимает Радамеса. После гибели отца она вернулась в Мемфис. Узнав об участи любимого, решила разделить её. Проникла сюда... Теперь их никто не разлучит!    Целуя Аиду, ловя её дыхание, Радамес понимает: измученная, раненная во время бегства, она умирает. Вскоре он уйдёт вслед за ней. Но, обречённые, они впервые счастливы: они вместе.    А над их головами, рухнув в безнадежной молитве на каменные плиты храма, лежит в траурной одежде сражённая горем Амнерис.




Комментариев нет:

Отправить комментарий