Одна
из ведущих оперных певиц современности Монсеррат Кабалье родилась в Испании в
тридцать третьем году прошлого века. В течении 12 лет она обучалась в
консерватории – Лицее Барселоны, который окончила с золотой медалью в 1954 году.
Первым дебютом артистки можно назвать 1956 год, когда ей довелось исполнить
партию Мими. Период 1959-62 годы Монсеррат пела в Бремене, а уже в шестьдесят
пятом она выступила на Глайндборнском фестивале, где преподнесла великолепно
исполненные партии Маршальши и Графини Альмавивы. Этот же год стал временем
дебюта в Метрополитен Опера, где в ее исполнении сыграна партия Маргариты. Начиная с 1969
года, Монсеррат Кабалье множество раз принимает участие в постановках на сцене
Ла-Скала, 1972 год работает в Ковент Гардене. 1974 год певица приняла участие в
фестивале Оранж, где ее с блеском наградили за исполнение партии Нормы. Кроме
этого, она выступает на множестве мировых сцен, плюс семьдесят четвертый год
принес ей известность на территории СССР, когда Монсеррат гастролировала в
Москве с Ла-Скала.
Казалось бы, при своей полноте и многочисленных болезнях Кабалье должна была выйти замуж за оперу, лишив себя счастья супружества и уж тем более материнства. Однако история развернулась с точностью до наоборот.
Эта история любви фантастична по многим параметрам. Во-первых, потому, что ее главная героиня – сама Монтсеррат Кабалье, знаменитая оперная примадонна, обладательница незабываемого голоса дивной красоты, который должен быть причислен к чудесам ХХ столетия. Во-вторых, потому, что эта любовь, начавшись еще в 1962 году, длится до сих пор.
К моменту своего первого и единственного романа Монтсите было уже тридцать. За плечами – бедное и не очень счастливое детство, состоявшее из бесконечных переездов и невзгод. Особо травмировала юную Монтсеррат жестокость одноклассников, которые издевались над девочкой, ходившей в одном и том же платье в течение нескольких лет. Ее мать, Анна Фолч, принадлежала к знатному роду, чье состояние сгорело во время краха на Уолл-стрит. Отец Карлос Кабалье происходил из рода успешных фабрикантов, чьи дела резко пошатнулись в смутные времена. Тем не менее родители делали все возможное, чтобы дать Монтсеррат хорошее образование. Когда у девочки обнаружились незаурядные музыкальные способности, ее отдали в класс фортепиано в Консерваторио дель Лисео – одно из самых известных учебных заведений не только в Испании, но и во всем мире.
Ее учеба в школе и консерватории была нелегкой, в основном из-за финансовых трудностей. Однажды ей почти на год пришлось бросить занятия музыкой и пойти на фабрику носовых платков, чтобы скопить деньги на операцию отца. Тем не менее она закончила консерваторию с золотой медалью и десять лет пела весь основной репертуар в театрах Базеля и Бремена.
Монтсеррат было уже тридцать, и она практически поставила крест на собственной личной жизни. Все ее время занимала учеба, затем работа.
Но, как это часто бывает и в сказках, и в жизни, все изменил случай (или все-таки не случай?). Попав на оперный спектакль барселонской "Лас Аренас" (арена для боя быков), она впервые услышала голос своего будущего мужа. Вот что вспоминает сама Монтсеррат: "Три года пропев в Бремене весь стандартный итальянский репертуар на немецком и с тенорами-немцами, чьи голоса напоминали соленую треску, я впервые услышала настоящий голос, теплый и сильный. Это тенор! Публика заставила его бисировать арию, и во второй раз она звучала еще лучше". Тогда Монтсеррат решила, что они могут быть вместе... но пока только на сцене.
За кулисами Монтсеррат решила познакомиться с тенором, которого звали Бернабе Марти. К сожалению, встреча прошла совершенно не так, как хотела бы Монтсеррат. "Он выглядел таким вежливым и предупредительным, таким джентльменом! Предельно обходительным, но бесконечно холодным. Я была страшно разочарована и подумала про себя: почему он не может быть хоть чуть-чуть более похож на того, кем был на сцене?"
Когда во время репетиций "Мадам Баттерфляй" на фестивале в Ла Коруна внезапно заболел тенор, Кабалье, исполнявшая главную партию, порекомендовала в качестве замены Марти. Он сказал, что может приехать, но есть две проблемы: как добраться кратчайшим путем из Барселоны в Ла Коруну и как за двое суток выучить роль, которую он практически не знает. В результате решили, что он выучит роль в поезде. К несчастью, чуда не случилось, и первая оркестровая репетиция прошла ужасно. Монтсеррат поддерживала Бернабе комплиментами, втайне ужасаясь предстоящей премьере. Тенор изредка высовывал голову из партитуры, спрашивая, сколько времени еще осталось. В конце концов терпение Монтсеррат лопнуло, и она сказала: "Хватит! Что выучил – то выучил, а что не знаешь – слишком поздно! Я буду тебе подсказывать по мере возможностей". Надо сказать, что с Божьей помощью и помощью японского веера, которым Монтсеррат маскировала свои реплики в сторону Бернабе, музыкально все шло весьма неплохо. Публика была благодарна тенору-спасителю и наградила его бурными овациями.
Но когда им выпал случай снова спеть "Баттерфляй" вместе с Марти, Кабалье пожаловалась главному гримеру, что Бернабе слишком уж робок и боязлив: во время прошлого спектакля он даже не решился поцеловать ее в момент кульминации любовного дуэта! Как показали дальнейшие события, эти упреки были моментально донесены до ушей тенора, поскольку на этот раз в положенном месте Пинкертон страстно схватил Баттерфляй, сжал ее в объятиях и вырвал бесконечный и весьма нескромный поцелуй.
"Я почти потеряла сознание, – вспоминает певица, – и в то же время была вне себя от ярости. В антракте я очень резко бросила ему: “Как вы могли так нескромно обращаться с леди на глазах у публики?” На что он мне ответил: "С леди – нет, а с женщиной, которая говорит, что я слишком робкий, – да!" Я была готова его убить на месте".
Однако, несмотря на все свое негодование, Кабалье прекрасно понимала, что Бернабе послан ей судьбой: "Он был не похож на всех остальных, кто сначала говорил мне банальные комплименты, а затем переводил разговор на собственные спектакли. Его поцелуй оказался для меня полной неожиданностью. И уже тогда, несмотря на то, что мы виделись всего несколько раз, я поняла, что он мужчина всей моей жизни!"
К большому удивлению Монтсеррат, спустя десять дней после памятного спектакля с поцелуем Бернабе пригласил ее поужинать. Они договорились встретиться в кафе “Милан” на Пасео ди Гарсия в шесть часов вечера. Однако Бернабе не пришел ни в шесть, ни в двадцать минут седьмого, ни через полчаса. Еще минута – и Монтсеррат наверняка бы ушла, но он все-таки появился, извиняющийся и запыхавшийся. "Я уже не помню, какова была причина, по которой он опоздал. Но я поверила ему безоговорочно: человек, который говорит так серьезно и искренне, просто не может обмануть". В тот вечер они еще долго гуляли, а потом он проводил ее домой, договорившись через несколько дней снова встретиться ресторане “Коста Васка”.
Монтсеррат, будучи уже довольно известной певицей, неоднократно бывала в больших ресторанах, но этот был просто гигантским. Картину завершал сам Орсон Уэллс, который ужинал за соседним столиком. Вечер шел в обычном режиме, пока ни с того ни с сего Бернабе не стал петь хвалу мужской независимости. Смысл тирады был в том, что он ценит свою свободу и пока не думает о женитьбе. После чего Монтсеррат со всей своей прямотой сообщила, что в таком случае им лучше не встречаться. "Разве мы плохо проводим время?" – спросил обескураженный Бернабе. На что получил еще более откровенный ответ: она любит его, но если их отношения не предполагается узаконить, то им нужно расстаться. Все оказалось гораздо серьезнее, чем предполагал Марти, поэтому он деликатно сменил тему разговора. Вечер дальше не клеился, и они вскоре разошлись по домам.
В конце января 1964 года Бернабе дважды звонил Монтсеррат. Первый раз – чтобы пожелать удачи перед спектаклем. Второй раз он сообщил, что завтра будет в Марселе, поскольку хочет сказать ей нечто очень важное. Монтсеррат спросила, почему такая срочность и насколько это важная вещь, но он нервно ответил, что она всегда задает глупые вопросы, и повесил трубку.
На следующий день он предстал перед Монтсеррат и ее матерью и, не сказав ни слова дочери, сразу обратился к Анне: "Сеньора Кабалье, я простой человек и не знаю дипломатических тонкостей, поэтому без лишних слов хочу попросить руки вашей дочери". Обе женщины окаменели, но Анна быстрее пришла в себя и сказала, что ему лучше спросить у самой дочери. "Нам надо поговорить", – заявила Монтсеррат и увела Бернабе в сад. Нельзя сказать, что они разговаривали слишком много, а их прогулка длилась слишком долго. В тот же день была назначена помолвка. А через некоторое время, опять во время "Мадам Баттерфляй", Бернабе вручил ей кольцо, официально закрепив предложение.
"Я думала, что никогда не выйду замуж. Я все время только работала. Внутри чувствовала себя старой женщиной и свыклась с мыслью, что так оно и будет все оставшееся время. И когда я встретила Бернабе, моя жизнь резко изменилась. Я внезапно узнала, кто я есть на самом деле и чего я хочу".
Свадьбу назначили на 14 августа в церкви монастыря Монтсеррат, в честь которой певица и получила, кстати, свое имя. Это был один из самых волнующих дней в жизни Кабалье. Но природа внесла в сценарий свои поправки. Дождь в середине августа в Барселоне – явление невиданное. Но именно в этот день небеса отпраздновали торжественное событие затяжным ливнем. Добраться до церкви по грунтовой дороге было почти невозможно, машина то и дело увязала в грязи, поэтому невесте пришлось неоднократно из нее вылезать. Монтсеррат и ее мать были на грани истерики, и тот факт, что дождь на свадьбе – хорошая примета, совершенно не утешал новобрачную. Они появились в церкви с большим опозданием, а подвенечное платье было изрядно декорировано дорожной грязью. Тем не менее венчание прошло без каких-либо эксцессов. Кабалье и Марти стали мужем и женой. Странное, если не сказать, чудесное совпадение: меньше чем через год Кабалье стала суперзвездой мирового оперного театра.
Как ни печально, гастрольный график складывался так, что им не часто приходилось петь вместе. Любопытно, что Монтсеррат несколько раз “менялась мужьями” с главной соперницей и хорошей приятельницей –Джоан Сазерленд. Сазерленд пела дуэтом с Марти, а Кабалье выступала под управлением знаменитого дирижера Ричарда Бонинга, который является супругом Джоан. Рассыпаясь друг перед другом в комплиментах по поводу мужей, они не удержались от обмена колкостями. Кабалье сказала, что хочет неоднократно выступать с Бонингом, и Сазерленд ответила на это, что в таком случае ей надо выходить замуж за своего дирижера. “Но ведь я уже замужем за тенором”, – наивно ответила Монтсеррат. “Плохи твои дела…” – резюмировала Джоан.
Дела, впрочем, были совсем не плохи. Они и по сей день вместе. У них двое детей: Карлос и Монтсита. Должно было быть трое – так хотела Монтсеррат, но врачи сказали “нет”. Дочь Монтсита чуть было не стала балериной, занимаясь с самой Майей Плисецкой, но внезапно решила пойти по стопам матери и стать певицей, вопреки утверждению, что природа отдыхает на детях гения. Ее голосу рассыпаются в комплиментах Доминго и Каррерас, подчеркивая, что делают это не из-за почтения к матери.
Бернабе с несвойственной тенорам скромностью предпочел остаться в тени и завершил карьеру певца. Постоянным партнером Монтсеррат стал Хосе Каррерас, которого Кабалье фактически воспитала. Кроме того, вместе с братом Карлосом приняла большое участие в процессе излечения знаменитого тенора от рака крови. Вообще, о благородстве Монтсеррат и ее брата складываются легенды.
У этой истории, слава Богу, нет финала. Супруги по-прежнему вместе – и в горе, и в радости. Жизнь – это не сказка, даже если временами очень напоминает ее, посему даже очень большая радость иногда сменяется печалью. Но если в судьбе однажды случилось чудо, оно останется навсегда.
Те, кому довелось быть свидетелями последних визитов Кабалье в Россию, наверняка заметили, что знаменитая и неприступная дива, по малейшему поводу и без него хватается за телефон и звонит в Барселону, дабы посоветоваться со своим мужем – Бернабе. Сама Монтсеррат признается, что телефонные счета – одна из самых больших статей ее расходов во время всевозможных поездок. Однажды примадонна даже устроила скандал, когда выяснилось, что в загородной резиденции белорусского президента, куда ее пригласили во время турне, нет возможности связаться с Барселоной. И только когда все поняли, что угроза внезапного отъезда певицы не блеф, один из гостей предоставил в распоряжение Кабалье свой сотовый телефон, по которому она смогла связаться с любимым супругом.
Циники могут подумать, что такое внимание жены к мужу совершенно не является залогом ответных чувств. И будут не правы, поскольку Бернабе Марти – образец заботливого и внимательного супруга. Многие поклонники оперы до сих пор сожалеют о том, что этот прекрасный тенор покинул сцену, принеся свою карьеру в жертву Гименею. Кулисы многих театров помнят этого статного, красивого мужчину, стоящего во время спектаклей за кулисами с чашкой горячего бульона для своей обожаемой супруги. Как это не похоже на все то, что обычно рассказывают о мире кулис!
Звезды всегда привлекают внимание журналистов, однако у четы Кабалье-Марти настолько все в порядке, что про них просто нечего писать. Новостей нет: они по-прежнему любят друг друга. Так что нам остается лишь удивляться тому, как родилось это чувство, опровергая все психологические каноны, возрастные рамки и вольность театральных нравов. Как женщина могла впервые влюбиться в тридцать лет с первого взгляда и на всю жизнь? Как красивый мужчина, да еще к тому же тенор, мог решиться связать свою жизнь с певицей, да еще оставить ради нее перспективную карьеру? Странно все это, странно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий