Ге Николай Николаевич [15 (27) февраля 1831, Воронеж — 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, Украина], русский художник. Выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Выходец из семьи помещика, первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-50). В 1850 поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-69), в Санкт-Петербурге, а с 1876 — на хуторе Ивановский в Черниговской области. Был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом Ге явился портрет А. И. Герцена, «рембрандтовский» в своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда.
Трагический
конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох
русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея). Картины
«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская
галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный
музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге,
предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую,
«современную», эмоциональную остроту.
Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в
русском искусстве 19 в., — прежде всего, в силу возрастающей
«протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего
динамику внутренних духовных поисков мастера. С 1880-х годов он
становится близким другом и последователем Л. Н. Толстого. Стремясь
«демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам
современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя
цветосветовые контрасты.
В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос
изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический
вопрос. Л. Н. Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его
собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи»,
ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие
его жизни и учения» [из письма к Дж. Кеннану (1890)]. Экспрессионизм Ге,
мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в
картинах «Христос и Никодим» (1880-е гг.) и «Голгофа» (1893; обе в
Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892-94;
местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д'Орсе в
Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект.
Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и
консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и
религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских
икон».
Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней
одухотворенности портреты — в частности, портрет Л. Н. Толстого за
письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных
изображений писателя. Портрет Н. И.
Петрункевич на фоне окна, открытого в
сад (1892-93; оба — в Третьяковской галерее) демонстрирует и
замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как
звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще
играет в его искусстве весьма важную роль).
Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него
оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его
«духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали
очень мощно, в диапазоне от М. А. Врубеля до С. М. Романовича.
Комментариев нет:
Отправить комментарий