"Король вальсов" и его русская муза. Иоган Штраус и Ольга

Российская слава Иогана Штрауса, кажется, не знает границ: его приветствуют высочайшие особы и боготворят меломаны. Окружают влюбленные улыбки и восхищенные глаза, тосты и восторги. Поклонницы раскупают кольца и броши с изображением музыканта. Успех измеряется и нарушением привычного образа жизни Павловска, где в цветочных магазинах составляются букеты, которым присваиваются названия его вальсов и маршей, гостиные знатных домов наполняются ароматом папирос "Штраус", а парикмахеры укладывают волосы своих клиентов в прически "а'ля Штраус".

Едва разменявший четвертый десяток Штраус получает в России полную свободу творчества и значительные гонорары. Газетные страницы гласят, что совсем скоро темпераментный маэстро "в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады по ковру, сложенному из нежных записок восторженных поклонниц".

Ольге Смирнитской едва исполнилось двадцать. Воспитанница института благородных девиц проводит лето на даче в Павловске вместе с родителями и младшим братом. В полном соответствии с модой времени увлекается литературой и музыкой, сочиняет романсы на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета, Кольцова. Печально-сентиментальные мелодии, написанные девушкой, ожидающей любви и готовой к встрече с ней, таят в себе предчувствия разочарований. И неженатый красавец-композитор становится идеальным объектом обожания.

Нет никаких сомнений в том, что прелестная Ольга - из числа почитателей Штрауса. Она часто бывает среди павловской аристократической публики вместе с родителями. Почему непременно с родителями? Да потому, что дворянским происхождением чопорная чета Смирнитских необычайно гордится, стараясь навек позабыть о купеческих корнях матери семейства. Так люди, перебравшиеся в столицу, всегда кичились своей "пропиской".

Сведения о том, когда были представлены друг другу Штраус и Ольга, остались для потомков тайной. Томас Айгнер небезосновательно полагает, что их знакомство относится к лету 1858 года, когда Штраус открыл свой третий "русский сезон". Во время концерта среди слушателей "Воксала" Штраус заметил прелестную девушку с грустным обожающим взглядом, в светлом открытом платье. После концерта музыкант привычно разбирал цветы и послания и обратил внимание (сердце подсказало?) на небольшой букет белых роз с прикрепленной запиской: "Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки". Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы. Музыка оказалась их эсперанто, Ольга показала Штраусу свои романсы и уговорила его проконсультировать по части композиции. А вскоре попросила Штрауса исполнить ее произведения в Павловском "Воксале". Штраус аранжировал несколько сочинений Ольги, в том числе "Польку-мазурку" и романс "Так и рвется душа" на стихи Кольцова, и включил их в свои концерты.

Это, несомненно, было и лестно, и почетно для композитора, хотя Штраус нередко вставлял в свои программы музыку "аристократических непрофессионалов". Так, например, сохранилась афиша, свидетельствующая о том, что в одном из концертов звучали вальсы великой княгини Александры Иосифовны, матери великого князя Константина Константиновича(поэта К.Р.) А в последующих программах уже значится новое произведение Штрауса - посвященный княгине "Александра-вальс".

Итак, избалованный успехами у женщин, созданный, казалось бы, для поклонения и любовных авантюр, Иоганн Штраус полюбил лукавую, милую и непосредственную Ольгу. Он сам почти удивлен нахлынувшей на него страстью. Для образованной девушки, умевшей слушать и понимать, это было первым, желанным и долгожданным чувством.

Отношения по условиям света должно было скрывать, что они и делали. Иногда она своими романсами отвечала на его письма, а он откликался на ее призывы, обыгрывая в своих опусах ее мелодии. Но истинная жизнь влюбленных воплотилась в письмах. Драматургия эпистолярия почти идеальна - от первых галантных объяснений композитора, восторженных обращений: "мой ангел", "любимое дитя мое", "мой идеал", клятв: "свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова" - до самого трагического письма: "Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, - и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет. Я вне себя, и если даже беру в руки Твои письма, чтобы скорее немного успокоиться, то чувствую, несчастный, что все дальше пароход отдаляет меня от Тебя, так что и сами Твои письма не приносят мне больше утешения. Я не могу больше мыслить, - я близок к безумию, я чувствую это. Небо, дай мне умереть, - нет у меня больше радости жизни, у меня нет больше надежды, мне не остается больше ничего, кроме смерти. На корабле люди смотрят на меня, как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и меня запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь. Спасибо за Твои утешительные письма, но для меня нет утешения. Моя страсть съедает меня. Прощай, ангел, я не могу больше писать. Бог знает, что со мной произойдет. Вечно Твой, Жан".

На пути ликующей любви, герои которой так хитро - музыкой, названиями сочинений, взглядами, тайными "конфетками", содержанием которых были записки, - плетут вязь своих отношений, возникли непреодолимые препятствия. В минуты встреч они мечтают о будущем, клянутся в вечной любви. Кажется, эта романтическая любовь в духе галантной литературы была обречена на трагический исход. Сословные предрассудки родителей Ольги (к своему дворянству они относились трепетно) не допускали мезальянса, брака дочери с музыкантом "простого происхождения" (он - "из вечно странствующего народа", да еще и иностранец!). Помимо социального неравенства родителей смущал шлейф покорителя женских сердец, преследовавший Штрауса, ведь Павловск судачил об одной любовной истории композитора. Это, конечно, не устраивало родителей, но была и еще одна причина - в России Штраус часто болел, и врачи предсказывали ему скорую гибель. В одном из писем он сообщает Ольге, что доктора отвели ему на жизнь всего два года.


Поначалу Ольга, как преданная дочь, не решалась ослушаться родителей, боялась расстроить их. Штраус, как и положено, встретился с матерью Ольги, дамой властной и своенравной, не допускавшей никаких самостоятельных решений дочери. Визит поверг влюбленного в ужас. Встретив глухое непонимание, он почувствовал себя оскорбленным, о чем и писал Ольге: "В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чем не должен Тебе верить, что все, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый, не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своем ребенке. ...Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается ее поведения, ее выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, - бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма.., я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моем слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна".

Штраус так и не предпринял попытки объяснения с отцом Ольги, который, как и мать, настаивал на разумном выборе дочери. "Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга!" Он знал, что отец "будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души".

Надо сказать, что и сам Штраус был послушным сыном: матушка всегда пугала Иоганна потерей свободы, которую неминуемо влечет за собой брак. Она боялась, что женитьба Иоганна, да еще в далекой России, отведет его от известного семейного братства, которое нередко именовали "Штраус и сыновья". Если верить письму Штрауса, он сумел убедить мать. "Дорогая Ольга, только что меня покинула мама, которая до сих пор составляла мне общество у меня в спальне, - мотив нашей беседы был Ольга. Моя мать не имеет более страстного желания, чем познакомиться с Тобой. ...Я прочитал ей многие места из Твоих писем. Мама думает, что со временем Ты изменишься, но если Твои уверения - правда, она бы чувствовала себя счастливейшей матерью на свете..." Слова матушки были лукавством, успокаивающим бальзамом, который не лечит, а согревает измученное тело.

Не получив согласия родителей Ольги, влюбленные по совету друзей хотели бежать, но девушка никак не могла решиться. Дочерний долг победил мечту о побеге, когда умер брат Ольги, и в такой ситуации она приняла решение не оставлять родителей. В 1860 году Штраус вновь просит руки Ольги, но получает от своей избранницы окончательный отказ.

Каждое послание Штрауса - образец сентиментального письма. После того как Ольга подарила ему локон своих волос, он написал: "Целовать твои волосы - мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время". Эпистолярное наследие композитора (и окрыленные, полные надежд послания, и те, чей автор устал и покорно смирился) отличает невероятно возвышенный язык романтика. "Возможно ли найти слова, чтобы описать Тебе мои чувства, когда я читал Твои одухотворившие меня строки! Уверяю Тебя, что это был счастливейший момент в моей жизни... Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему Самим Создателем!"

Или: "Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни". Пылающие письма волшебника сцены с беззастенчивой откровенностью пытающегося выразить в слове тайные чувства и страсти. "После того как два дня назад я был лишен счастья разговаривать с Вами, я последовал звуку моего сердца общаться с Вами мысленно, для чего Ваши любезные строки дали мне достаточно материала. Я не могу не признать, что смысл Ваших слов, высказываний противоречив и, как Вы сами уверяли, может привести лишь к болезненным заблуждениям для меня, так как я человек слабый и не должен путать Симпатию с Любовью... Ваш благой совет - реже разговаривать с Вами, один-единственный, не был оставлен без внимания. Мое сердце кровоточит, но оно предается сомнениям и подчиняется Вашему совету. Сохраните же Вашу дружбу, о которой я прошу Вас, в глубоком почтении"... В сущности, они оба оказались послушными детьми.

Ольга на два десятилетия пережила Штрауса. Вскоре после расставания с композитором она вышла замуж за юриста Александра Лазино-Лозинского, с которым прожила в браке более 60 лет и ушла из жизни через неделю после смерти супруга. В их отношениях не было никаких романтических чувств, почти как у Чехова - "они женились и были несчастливы". Музыка все реже звучала в доме, отношения с мужем складывались весьма прохладно, жизнь оказывалась полна бытовых забот. Со старшей Смирнитской у Лазино-Лозинского взаимопонимания и вовсе не сложилось. Ольга родила четырех сыновей, один из которых страдал расстройством рассудка, второй свел счеты с жизнью в молодые годы.Иоганн Штраус, пройдя через три брака, не подарившие ему детей, тоже не обрел ни счастья, ни семейного уюта. Всю свою жизнь он хранил портрет Ольги. Его подарил музыканту автор, модный художник Иван Макаров. Когда-то Иоганн сопровождал Ольгу на сеансы позирования. Воспоминания, письма и портрет - вот все, что осталось композитору в память о северной музе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий