Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский
живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в
Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари
Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Жак Луи
Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного
классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века,
воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия
культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца,
призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские
добродетели. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны
публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые
идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”,
1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его
сыновей”, 1789, Лувр, Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность
образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание
объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в
картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв
к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой
личности отразились в портретах Давида этого периода (“Портрет доктора Альфонса
Леруа”, 1783, Музей Лувр, Париж). Воодушевленный событиями Великой французской
революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему
(“Клятва в зале для игры в мяч”, 1791, картина не закончена, центральная часть в
Национальном музее Версаля и Трианонов). Черты портрета и исторической картины
совмещены в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, картина не сохранилась, известна
по гравюрам Тардье) и особенно “Смерть Марата” (1793, Королевский музей,
Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой
сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид был активным
деятелем революции, членом Конвента, организовывал массовые народные
революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.
Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: Давид выступил в роли
политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена
участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих
национальных празднеств и управлял их декоративною частью и т. п. В это время
из-под кисти Давида вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен —
убийства Лепелетье и Марата. После термидорианского переворота, падения и казни
Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как
художника спасла голову Давида от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова
отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих
картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины — “Сабинянки,
останавливающие битву между сабинянами и римлянами”).
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т. п.), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции якобинец Давид был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею”, “Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” и другие картины.Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т. п.), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции якобинец Давид был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею”, “Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” и другие картины.Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий