Леонардо
да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор,
архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого
Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель
Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная
практика сопрягалась
с техническими экспериментами, а также дружба с
астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да
Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470,
“Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”,
около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая
традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм
мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её
помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных
наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных
техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.),
добивался, прибегая
иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а
физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в
идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.


В
1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико
Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя
придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо
Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину
разрушена при взятии Милана французами в 1500). В миланский период Леонардо да
Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около
1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении
причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного
начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря
Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497;
из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской
техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке
реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее
высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности
композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной,
строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной
уравновешенности форм.



Занимаясь
архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального”
города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на
современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи
прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 —
Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 —
Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в
Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям
с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В
портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил
возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом
композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К
поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом”
(около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области
световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения
композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр),где несколько слащавая
двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в
творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так
называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около
1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека
перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о
цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений
Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч
листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после
смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую
теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да
Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык,
способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что
его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью
научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный
пример великого художника, для которого искусство не было главным делом
жизни.


Если в молодости он преимущественное внимание уделял
живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки.
Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его
крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления
о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц
его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками,
придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все
бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того
открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его
неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в
познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да
Винчи в нерасторжимом единстве.Как ученый и инженер он обогатил почти все
области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на
эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике,
видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные
догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов,
машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над
влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к
утверждению в искусстве Высокого

Возрождения
научно обоснованных принципов воздушной перспективы . Изучая устройство глаза,
Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В
анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации,
занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с этой полной высшего
напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные
скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные
условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему
место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году
прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к
культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе
всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника
были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу
(близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и
гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи
Возрождения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий