Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665),
французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских
художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние
Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо
да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и
математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого
гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи
(картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис),
поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные
возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко
сгармонизированного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный
музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1635, Прадо, Мадрид). Господствующий в
произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм
воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным
поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога
Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов
в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам
античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям
классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной
гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург;
“Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва). Развивая принципы идеального
пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и
совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, -
все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи,
олицетворяющие различные стихии,используя в них эпизоды библейских сказаний,
Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего
взаимоотношения человека и мироздания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий