


Жизнь и деятельность выдающегося армянского художника
Геворка Башинджагяна, основоположника реалистического пейзажа в
армянской живописи, развивались на рубеже двух эпох: начав свой
творческий путь еще в 80-е годы прошлого века, он завершает его уже в советское
время. В его творческой судьбе отразились и связь двух времен, и их различия.
Период рубежа XIX и XX веков, на который приходится начало и расцвет творчества
художника, оставил особый след в истории армянской культуры. Эпоха, исторически
переходная, несла в себе задатки будущего, знаменовала возможность национального
возрождения, укрепления духовного самосознания нации, пробуждения созидательных
сил в надежде на коренные социальные преобразования. Именно в эти годы в
армянскую культуру вступает новое творческое поколение. Наследуя
социально-прогрессивные, демократические, патриотические идеи своих
предшественников, поколение 1890-х — 1900-х годов— «поколение рубежа» — выводит
национальную художественную культуру на уровень искусства нового времени.

С
именем
Геворка Башинджагяна связано становление и развитие
пейзажной
живописи в
армянском искусстве. Впитывая импульсы, идущие от многих
новых явлений жизни, Башинджагян создавал огромную, богатую панораму пейзажей
родного края. Так художник участвовал в формировании не только культурного лица
армянского народа, но и в какой-то мере духовной атмосферы эпохи. «Наше
поколение восторгалось его произведениями, и мы не пропускали выставок его
картин», — напишет позже замечательный поэт Армении Аветик Исаакян. В те годы
живопись все чаще становилась явлением, вызывавшим широкий и достаточно острый
резонанс. Деятельность Башинджагяна — одного из первых профессиональных
живописцев на Кавказе на рубеже веков — способствовала повышению гражданского
авторитета человека искусства, пониманию общественного предназначения его труда.


70—90-х годов прошлого века. Примерно в эти же годы
пробуждается интерес к пластическому воспроизведению родной природы и в более
молодых национальных живописных школах, и здесь этот интерес также постоянно и
тесно сплетается с мыслями о судьбе народа. В общем процессе становления
культурного самосознания нации роль пейзажа, его своеобразное место становятся
порою ничем не заменимыми: пейзаж позволял говорить о многом без траты слов.


В армянском изобразительном искусстве, вплоть до
последнего десятилетия прошлого века, не было
живописца, который мог бы
поднять искусство пейзажа на высоту суверенной эстетической ценности: он бытовал
чаще всего в качестве сопутствующего декоративного мотива в жанровой картине или
портрете. Башинджагян снял рамки этой условности. Художник, много и увлеченно
учившийся и артистически усвоив¬ший те пластические достижения предшественников
и современников, которые были ему внутренне близки, увидел в искусстве пейзажа
огромные выразительные возможности.
Многое из того, что он создал и что составило содержательные и стилевые
особенности его полотен, было сделано в армянской жи¬вописи впервые.


Разрабатывая пейзаж как жанр, художник годами
последовательно шел к воплощению своей концепции пейзажа-картины. «Большой
пейзаж», крупная пейзажная форма в армянской живописи явились завоеваниями его
кисти. Широко и вольно выбранный, масштабно очерченный круг обозрения, высокая
точка, с которой ведется охват ландшафта и выявление колористических оттенков
всех его планов, панорамный взгляд на медленно разворачивающееся и как бы
расширяющееся пространство земли и неба были его открытием. Одним из первых
художник воплотил восприятие пейзажа не как интимного лишь, локального мотива
пресловутого «уголка природы», а как события™ события жизни природы и события
личностного художнического ее ощущения.
Он привил древу армянской изобразительной традиции мировой опыт пейзажной
живописи: ясно выраженную эмоциональную тональность, лирическое, драматическое
или эпическое звучание; интерес к временным, меняющимся состояниям природы:
ранней, зыбкой весне или позднему, умиротворенному теплом лету; беспокойным,
предгрозовым закатам или затихшей картинности южной ночи; дню пасмурному или дню
сияющему.







Эпичность мотивов возникает в полотнах Башинджагяна с
самых ранних этапов. Впервые именно в его живописи двуглавая вершина Арарата и
синь Севана становятся символами потерянной и обретенной родной земли.
Величественный Арагац с его зубчатым контуром, могучий Казбек, романтический
Дарьял, ущелья Санаина и Ди-лижана — масштабность этих явлений природы не просто
увлекала, она подымала до себя молодого художника. И естественно исключала
случайность и дробность сюжетов. Но его внимание привлекает также изменчивость
того, что «текуче» в природе: сама атмосфера, испарения земли, соотношение
ритмов беспокойного облачного неба и водной глади, неподвижности или игры
воздуха, света и тени — увиденных, однако, романтически крупно, значительно.
Достижения зрелых лет уже непосредственно ведут к утверждению эпического пейзажа
в армянской живописи, к созданию целостного, объемного пейзажного образа — в
некоторых случаях его можно назвать «совокупным» пейзажем Армении. Поэтому,
вероятно, Башинджагян интересен нам сегодня не только стилевыми особенностями
письма, а общей, глубинной концепцией отношения к природе, самой философией
художнического взгляда на окружающий природный мир. Это дает возможность
проследить непрерывность традиций в армянском изобразительном искусстве, при
всем присущем ему разнообразии не только индивидуальных манер, но и целых
стилевых систем. И младшие современники Башинджагяна, работавшие в иной,
импрессионистской или декоративистской манере, и многие пейзажисты советского
времени, так не похожие на него, не только с восхищением отзывались о чисто
пластических достоинствах полотен художника, об их тональной валерности, о
прославленном «прозрачном» мазке. Их внимание останавливали глубинные свойства
этой живописи. Цельность мироощущения — так определяют это впечатление художники
сегодняшнего дня. Вплоть до открытой, звучной панорамности пейзажей
Сарьяна, а затем и до
«пейзажной саги» об армянской деревне Минаса Аветисяна прослеживается
диалектическое развитие этой традиции. Она заложена, по-видимому, в самом корне
— в понимании сути жизни как сопричастности, «сопри-родности» человека самой
природе. В таком отношении к пейзажу родины, которое естественно сплавляет
принцип верности натуре с возможностью поэтического «отлета» от нее; сыновнего
внимания к малейшим, казалось бы, самым будничным приметам, штрихам,
особенностям народного бытования на древней земле — с органическим ощущением
возвышенной эпичности лица этой земли.


И, может быть, не случайно с именем Геворка
Башинджагяна современные исследователи армянского искусства связывают и
«зарождение нового этапа в развитии армянской живописи», и то свойство
устойчивости профессиональной традиции, которое и сегодня привлекает внимание
зрителей на выставках армянского искусства. Каждое время расставляет свои
акценты. Когда-то, на рубеже веков, Ованес Туманян посвятил Геворку Башинджагяну
стихи: Поистине, душою исполин Ты, охвативший мощь родных вершин, Задумчиво
застывших под луной, И блеск реки, вскипающей волной, И звездное сияние небес, И
сонный сумрак, скрывший все окрест, Гляжу — немым покоем ночь полна... В моей
душе такая ж тишина.


Но значение живописи художника шагнуло дальше его века.
Это понял и
Мартирос Сарьян:
в 1957 году прозвучало и его слово. «Геворк Башинджагян — замечательный поэт
Кавказа, — писал он, — певец Арарата, Казбека, Севана. Он чувствовал величие
гор, ущелий, долин, создав ряд вдохновенных полотен».
Во всех случаях остается урок художника, патриота и гуманиста, бесконечно
любившего природу родной земли и завещавшего нам эту любовь в наследство. Так же
как на заре нового века, так и в наше время творчество художника продолжает
утверждать достоинства искусства «высокой пластики», его облагораживающее
воздействие на человека.
Иллюстрации
Тропа в поле
Стога сена. Этюд
Солнце в полдень 1919
Сиван в полночь
Сельский вид, 1898
Севан при восходе солнца 1894
Севан 1903
Санаинское ущелье. Государственная картинная галерея Армении
Река в ущелье. Лунная ночь 35x23.5
Ранняя весна 1890 Х М 44x62 Государственная картинная галерея Армении
Портрет неизвестного, 1878
Порт в Батуми при луне 1900-е
Пейзаж с соснами 1907
Пейзаж 1890
Остров и озеро Севан ночью 1884 Х М 28.7x39.5 Государственная картинная галерея Армении
Осень. Берёза 1917
Озеро Севан
Озеро Севан в лунном свете.
Озеро Севан в летний день. 1903 Холст масло 58 x 80
Озеро Севан в дождливый день 1899 г
Озеро Севан 1911
Ночная Кура
Натюрморт
Натюрморт с непогашеной сигаретой
На озере Севан
Крымский берег Черного моря 1894
Крепостная стена. Ани
Камни на реке Алгетке
Казбек 1895
Зимний этюд
Зимний пейзаж. 1897
Зимний пейзаж с сосной 1917
Зимнее утро 1909
Зеленый остров. 1916 Х М 77 х 115.5
Заснеженный лес 1917
Дорога на Дилижан 1895
Дорога к горе Арарат
Домик Хачатара Абовяна в Канакере 1884
Дерево в лесу. Зимний пейзаж.
Дарьяльское ущелье 1916
Дарьяльское ущелье 1897 106x80 Холст; масло
Горный пейзаж
Горный пейзаж
Вид на гору Казбек 1914 Холст масло 65 х 110
Березы 1886
Березовая роща 1883
Берег моря 1896 Холст масло 35 x 53
Батуми в лунную ночь. Государственная картинная галерея Армении
Армянское село на рассвете
Арарат и река Аракс. Государственная картинная галерея Армении
Арарат 1912
Ани, Кафедральный собор 1901
Аллея в лесу. 1894















































Комментариев нет:
Отправить комментарий