Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes)
Франсиско Хосе де (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760
учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в
1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи
бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 художник
работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60
гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной
жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в
жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид). С начала 1780-х годов Гойя получил
известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и
предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”,
1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная
галерея искусства, Вашингтон). В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию
художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в
1799 - “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве
Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к
феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных,
духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме,
питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов
с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка,
острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение
гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого
анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х –
начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество
Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес,
Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов
окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой
чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе - Прадо, Мадрид).
С удивительной силой обличения запечатлел художник
надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом
портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным
протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской
интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь
на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая
судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника
к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой
реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”),
стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид),
включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения
многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи
противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени
(“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система
мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823).
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее
художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее
лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии
офортов “Тавромахия” (1815). http://smallbay.ru/
С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.
С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий