Аверкамп Хендрик (Avercamp Hendrick по прозвищу “Немой из Кампена”, “De
Stomme van Campen”) (1585–1634), голландский живописец эпохи барокко.
Хендрик Аверкамп родился в Амстердаме, был крещен 27 января 1585.
В 1586 году семья Аверкампа переехала в Кампен, где отец открыл аптечное дело. С
материнской стороны Аверкамп был внуком ученого Петра Мероутануса. Вероятно, на основе
свойственной от природы глухоты Аверкамп никогда смог научиться правильно говорить. Он получил
от своей матери уроки письма и рисования, и мог в дальнейшем выражать свои чувства в рисунках.
С двенадцати лет Хендрик Аверкамп был отдан в ученики к бедному учителю рисования, ученичество продолжалось недолго, так как мастер стал жертвой эпидемии чумы. Примерно в возрасте восемнадцати лет Аверкамп переселился в Амстердам, где стал обучатся живописи у датского художника Питера Изаксца. Также в ранних работах Аверкамп заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо.
В 1614 Аверкамп вернулся в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и остался проживать и работать вплоть до своей смерти в 1634 году. В течение последних лет своей жизни Аверкамп обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов.
Становление реалистического направления в голландском искусстве 17 века раньше всего проявилось в пейзажной живописи. Одним из первых к изображению родной природы обратился художник Аверкамп. Среди излюбленных мотивов Аверкампа — изображение зимних пейзажей. Художник достиг высокого мастерства в передаче голубовато-серебристой поверхности застывших каналов, влажной и морозной атмосферы воздуха (“Катание на коньках”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Развлечения на льду”, Маурицхёйс, Гаага). Ранние ландшафты живописца Хендрика Аверкампа довольно любопытны своеобразным и интересным свойством перемещающихся из картины в картину забавных персонажей, видимо, приятелей фламандского художника.
С двенадцати лет Хендрик Аверкамп был отдан в ученики к бедному учителю рисования, ученичество продолжалось недолго, так как мастер стал жертвой эпидемии чумы. Примерно в возрасте восемнадцати лет Аверкамп переселился в Амстердам, где стал обучатся живописи у датского художника Питера Изаксца. Также в ранних работах Аверкамп заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо.
В 1614 Аверкамп вернулся в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и остался проживать и работать вплоть до своей смерти в 1634 году. В течение последних лет своей жизни Аверкамп обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов.
Становление реалистического направления в голландском искусстве 17 века раньше всего проявилось в пейзажной живописи. Одним из первых к изображению родной природы обратился художник Аверкамп. Среди излюбленных мотивов Аверкампа — изображение зимних пейзажей. Художник достиг высокого мастерства в передаче голубовато-серебристой поверхности застывших каналов, влажной и морозной атмосферы воздуха (“Катание на коньках”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Развлечения на льду”, Маурицхёйс, Гаага). Ранние ландшафты живописца Хендрика Аверкампа довольно любопытны своеобразным и интересным свойством перемещающихся из картины в картину забавных персонажей, видимо, приятелей фламандского художника.
С 1614 по 1634 год Хендрик Аверкамп создал множество зимних пейзажей и
жанровых сцен. Картины, написанные художником
Аверкампом, очень занимательны, пестры и оживлённы, и пользовались
большой популярностью в
бюргерской среде и среди простых горожан. Поэтому Аверкамп мог
достаточно
успешно продавать многие из своих картин, акварелей и рисунков. Типичные
картины художника Аверкампа имеют высокий
и далекий горизонт и показывают множество прилежных и занятных людей,
причем, как правило,
живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и
анекдотов.
Характерная особенность Аверкампа — это привнесение в пейзажи жанровых
мотивов. Он населяет свои виды множеством фигурок, которые не просто их
оживляют, но вносят определенное сюжетное начало.
В картине «Катание на коньках» Аверкамп знакомит зрителя с одной из
примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы
становятся для горожан местом излюбленных зимних развлечений.
Здесь катаются на коньках, возят на санках детей, гоняют клюшкой мяч,
перевозят грузы. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа,
горожане в скромной одежде — всех их можно увидеть на льду голландского
канала.
Оставляя передний план картины свободным, Аверкамп фиксирует конкретные приметы местности —
стены и башни крепости, характерный изгиб залива, мачты судов. Как все последующие голландские
художники, Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее
обычно почти половину всего полотна. Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь
людей — такой предстает перед нами Голландия в картинах Аверкампа. Он писал их в небольших,
камерных размерах для уютных интерьеров горожан.
Вероятно, Аверкамп рисовал картины в своей мастерской при помощи эскизов и набросков, которые
он выполнял зимой на природе. Пристрастие художника к зимним сценам возможно объясняется его
детскими и юношескими увлечениями, когда он вместе с родителями частенько занимался катанием на коньках.
Последняя четверть 16-ого столетия, во время которого родился и провел детство Аверкамп, считается одним из самых
холодных климатических периодов в истории Нидерландов, так называемым маленьким ледниковым периодом.
В настоящее время множество картин Хендрика Аверкампа хранятся в частных собраниях.
Значительная коллекция картин художника находится в замке Виндзор в Англии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий