Ланкре Никола. Рококо


Ланкре Никола (Lancret Nicolas) (22.1.1690, Париж, - 14.9.1743, там же), французский живописец, представитель искусства стиля рококо. Испытал сильное влияние Антуана Ватто. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как "мастер галантных сюжетов". Ланкре писал в духе эпохи рококо “галантные сцены” (“Галантная беседа”, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (“Кухарка”, собрание Уоллес; “Концерт в парке”, ГМИИ, Москва), портреты (“Танцовщица Камарго”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Сюжеты картин Никола Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа “Компания в парке”, “Пастораль”, “Купание”, “Ловцы птиц”. Художник обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Наконец Ланкре создает серии картин, изображающие “Времена года”, олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Ланкре - своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Причем группы в полотнах живописца объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика. Художник пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке картины Ланкре собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре и истории Франции.

Одной из немногих вспышек интереса короля Людовика XV к искусству его времени коллекция Лувра обязана серией полотен Никола Ланкре на тему времен года, написанной за два года до того, как король купил у Шардена ныне знаменитые картины “Молитва перед обедом” и “Трудолюбивая мать”. Характерная серебристая, ювелирно-точная манера Никола Ланкре, в которой он создавал свои социальные полотна, наиболее наглядна в работе “Место Правосудия в Парижском парламенте” (1723).

Никола Ланкре очень любил театр и часто посещал парижские “Оперу” и “Комеди Франсез”, там художник познакомился с гениальной балериной Камарго и с мадемуазель де Саллье, с которыми в дальнейшем Ланкре состоял в очень тесной связи и, великолепные портреты которых он написал. Старый и убежденный пятидесятилетний холостяк, Ланкре стал часто встречать у лестницы своего дома юную девушку в возрасте примерно семнадцати-восемнадцати лет. Узнав, что эта девушка проживала в бедности вместе со своей матерью, которая была непоправимо больна, Ланкре решил навестить их. Художник постучался в дверь мансарды в доме неподалеку, которую открыла девушка, вытиравшая слезы; ее мать была при смерти. Благородная женщина, сраженная болезнью, сказала Ланкре: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Это необходимо для моей дочери, иначе она уйдет в монастырь. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно.» Ланкре обещал. Вскоре мать девушки действительно умерла. Потрясенный Ланкре стал наводить справки и обнаружил, что девушка была внучкой известного писателя Бурсо, автора драм и комедий, в том числе литературного труда «Эзоп в суде». В 1741 году Ланкре женился на внучке Бурсо. Брак с Мари де Бурсо был недолгим, Ланкре умер два года спустя от воспаления легких; он скончался в Париже 14 сентября 1743 года. 
 
 
 


Комментариев нет:

Отправка комментария