Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.
В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Близок по композиционному решению фреске Перуджино “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.
В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Близок по композиционному решению фреске Перуджино “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.
Вслед
за Леонардо Рафаэль начинает много
работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и
ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные
формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб”,
1507, галерея Боргезе, Рим;
“Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная
галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам
драматически-взволнованного движения,
разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные
изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция;
“Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная
садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли
молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества.
В зале Ватикана Станца делла Сеньятура
(1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области
духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”),
юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), каждая из стен этого сравнительно
небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание
которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне
помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические,
библейские и мифологические сцены — “Грехопадение”, “Победу Аполлона над Марсием”,
“Астрономию” и “Суд Соломона”. В соседней зале Станца д'Элиодоро в фресках на
легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с
Атиллой”, “Месса в Больсене”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного,
мягкого и светлого колорита. В произведении “Чудесное изведение апостола Петра из темницы”
Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает
сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела,
холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).
Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).
Первые портреты относятся к
флорентийскому периоду (“Аньоло Дони”, 1505, Питти, Флоренция;
“Маддалена Строцци”, около 1505, там же; “Донна Гравида”, 1505, там же).
Однако только в
Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних
портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант
Рафаэля-портретиста (“Портрет
кардинала”, около 1512, Прадо, Мадрид; “Дама в покрывале” или “Донна
Велата”, около 1516,
Галерея Палатина, Флоренция; портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516,
Лувр, Париж, и другие). В “Мадоннах” Рафаэля римского периода
идиллическое
настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких
человеческих, материнских чувств (“Мадонна Альба”, около 1510-1511,
Национальная
галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511-1512, Ватиканская
пинакотека); как
полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает
Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне”
(1514-1519,
Картинная галерея, Дрезден).
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял
выполнение многих
из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине,
Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно
ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески
“Лоджии Психеи виллы Фарнезина”, 1514-1518; фрески в Лоджиях Ватикана,
1519; алтарный образ “Преображение Христово”, 1520, Ватиканская
пинакотека) отчетливо
проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
Исключительное значение для развития итальянского
зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая
собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий