Лирическая драма в трех актах.
Либретто: Ф. Пиаве по трагедии Сувестра и Буржуа.
Место и время действия: начало XIX века, Германия.
I действие
Зал в доме графа Станкара. Старый пастор Йорк читает «Мессию» Клопштока. Граф, его дочь Лина, Фридрих и Доротея, — кузен и кузина Лины, молодой дворянин Рафаэль фон Лойтольд, все ждут возвращения пастора Рудольфа Стиффелио — мужа Лины. Входит Рудольф, радостно приветствуя жену и друзей. Он взволнован. По дороге к дому он услышал странную историю: прохожие видели, как рано утром из окна дома в реку выпрыгнул неизвестный, в то время, как в окне промелькнуло лицо красивой женщины. Беглец потерял свою сумочку с бумагами и письмами, которую крестьяне передали Стиффелио. Лина и Рафаэль с трудом скрывают свое волнение, но Стиффелио полностью доверяет жене и друзьям, он бросает злополучную находку в камин. Любовники могут спокойно перевести дух. Однако граф Станкар замечает беспокойство дочери и в его душе закрадывается подозрение. Прихожане хвалят благородного молодого пастора, Стиффелио благодарит собравшихся. Гости постепенно расходятся.
Зал в доме графа Станкара. Старый пастор Йорк читает «Мессию» Клопштока. Граф, его дочь Лина, Фридрих и Доротея, — кузен и кузина Лины, молодой дворянин Рафаэль фон Лойтольд, все ждут возвращения пастора Рудольфа Стиффелио — мужа Лины. Входит Рудольф, радостно приветствуя жену и друзей. Он взволнован. По дороге к дому он услышал странную историю: прохожие видели, как рано утром из окна дома в реку выпрыгнул неизвестный, в то время, как в окне промелькнуло лицо красивой женщины. Беглец потерял свою сумочку с бумагами и письмами, которую крестьяне передали Стиффелио. Лина и Рафаэль с трудом скрывают свое волнение, но Стиффелио полностью доверяет жене и друзьям, он бросает злополучную находку в камин. Любовники могут спокойно перевести дух. Однако граф Станкар замечает беспокойство дочери и в его душе закрадывается подозрение. Прихожане хвалят благородного молодого пастора, Стиффелио благодарит собравшихся. Гости постепенно расходятся.
Рудольф и Лина остаются одни. Рудольф благодарен жене, он уверен, что
она хранит ему верность. Лина к смущении. Стиффелио непонятна причина
сдержанности. Тут взгляд пастора падает на руку Лины, на ней нет кольца,
которое он ей подарил. Рудольф требует объяснения. Женщина в
замешательстве, она с трудом находит слова оправдания. Входит граф
Станкар и просит пастора пройти с ним в зал — там собрались люди, чтобы
поприветствовать его и поздравить с возвращением. Рудольф уходит,
терзаемый предчувствием беды.
Лина приходит в себя. Она решает признаться мужу во всем и пишет ему
письмо. Появляется граф Станкар. Он догадывается, что любовником Лины
является Рафаэль фон Лойтольд и угрожает убить его. Разорвав письмо
Лины, приказывает ей молчать. Станкар постарается все уладить сам, он не
хочет позора.
Рафаэль стремится встретиться с Линой, он вкладывает в книгу письмо своей возлюбленной. Его замечает пастор Йорк.
В зале замка начинается праздничное веселье по случаю годовщины свадьбы
Лины и Стиффелио. Йорк видит, как Фридрих фон Френкель берет книгу с
письмом и предполагает, что именно он — любовник Лины. Своими
подозрениями он делится со Стиффелио. Рудольф требует объяснений и
открывает книгу. Выпавшее письмо успевает подобрать граф Станкар. Он
отводит в сторону Рафаэля и обвиняет его в соблазнении дочери.
II действие
Лина ждет Рафаэля на кладбище. Она подходит к могиле своей матери и обращается к ней с мольбой о защите. Вскоре приходит Лойтольд. Он не хочет потерять Лину и уверяет ее в своей любви. Появляется граф Станкар. Он вызывает Рафаэля на дуэль. Юноша отказывается, но Станкар унижает его, называя подкидышем. Рафаэль обнажает шпагу, однако появление Стиффелио прерывает начавшийся поединок. Он встает на защиту Лойтольда, обращаясь с проповедью христианских добродетелей, человеческого единения. Тогда Станкар сообщает пастору правду. Рудольф хватает шпагу и призывает Рафаэля защищаться. В этот момент из церкви доносится пение. Прихожане молят Бога о мире и покое. Пастор опускает руку. Появившийся Йорк просит Стиффелио успокоиться и уводит его.
Лина ждет Рафаэля на кладбище. Она подходит к могиле своей матери и обращается к ней с мольбой о защите. Вскоре приходит Лойтольд. Он не хочет потерять Лину и уверяет ее в своей любви. Появляется граф Станкар. Он вызывает Рафаэля на дуэль. Юноша отказывается, но Станкар унижает его, называя подкидышем. Рафаэль обнажает шпагу, однако появление Стиффелио прерывает начавшийся поединок. Он встает на защиту Лойтольда, обращаясь с проповедью христианских добродетелей, человеческого единения. Тогда Станкар сообщает пастору правду. Рудольф хватает шпагу и призывает Рафаэля защищаться. В этот момент из церкви доносится пение. Прихожане молят Бога о мире и покое. Пастор опускает руку. Появившийся Йорк просит Стиффелио успокоиться и уводит его.
III действие
Граф Станкар в своем кабинете читает письмо Рафаэля к Лине, в котором юноша уговаривает возлюбленную бежать с ним. Отец потрясен позором, обрушившимся на его семью. На короткий момент ему приходит мысль о самоубийстве, но его останавливает долг — защитить Лину и Стиффелио. Граф клянется отомстить Рафаэлю.
Граф Станкар в своем кабинете читает письмо Рафаэля к Лине, в котором юноша уговаривает возлюбленную бежать с ним. Отец потрясен позором, обрушившимся на его семью. На короткий момент ему приходит мысль о самоубийстве, но его останавливает долг — защитить Лину и Стиффелио. Граф клянется отомстить Рафаэлю.
Лина молит мужа о прощении, но Стиффелио непоколебим, он требует
развода. Лина вынуждена согласиться, она подписывает необходимые
документы. В отчаянии женщина просит Стиффелио, как священнослужителя,
выслушать ее исповедь. Лина стала жертвой своей слабости, она глубоко
раскаивается в этом. Однако искренние признания не останавливают
намерений Рудольфа — он готов наказать своего обидчика. В зал входит
Станкар с окровавленной шпагой — он отомстил за честь дочери и
Стиффелио. Йорк осуждает поступок графа. Стиффелио и старый пастор
уходят в церковь, оставив рыдающую Лину.
Под звуки органа в храме происходит служба. Прихожане молятся о прощении
грехов. Среди них — Лина и ее отец. Молящиеся просят Стиффелио-пастора
простить Лину. Как Христос простил блудницу, так и пастор прощает
женщину, забывшую свой долг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий