Седрак Тигранович Рашмаджян. Армянская живопись

 

 1907 – родился в Александрополе /ныне Гюмри/.
1914 – был отправлен в Москву на учебу в Лазаревское училище.
В последующие годы учился в Лазаревском институте, Москва.
1927 - окончил художественное училище, Ереван.
Учился во ВХУТЕМАСЕ, Москва.
1931 – окончил институт им. И.Репина Академии художеств, Ленинград. Учился у Герасимова, Осмеркина, Фалька, Фаворского, Машкова, Дейнеки и т.д.
Заслуженный художник Армении.
1978 – скончался в Ереване.
Работы находятся в НГА (Ереван), в художественных фондах СХ и Министерства культуры Армении, в многочисленных частных коллекциях в Армении и за рубежом.

Путь, избранный Рашмаджяном, говорил о широком диапазоне его интересов.
Как гражданина и художника, о серьезных прфессиональных навыках и большом творческом потенциале. Этому он обязан не только отличному воспитанию, полученному в детстве от родителей (его отец-Тигран Рашмаджян был одним из старейших педагогов республики), но и многосторонним знаниям, приобретенным в период учебы в Московском Лазаревском институте, Ереванском художественном училище, во ВХУТЕМАСе, Ленинградской Академии художеств, которую он окончил в 1931 г.
Его учителями были Ахикян, Аракелян, Агаджанян, С. Герасимов, Осмеркин, Фальк, Фаворский, Машков, Дейнека, Уитц. Не в меньшей степени он обязан трудолюбию, чему способствовала огромная физическая выносливоть, которой не менее, чем талантом, одарила его природа.
Разбирая образно-художественные особенности некоторых из полотен, таких, как «Литейщик Арам», «Гаянэ», «Портрет Хачикяна», «Передовой литейщик», четко заметна определенная тенденция: в интерпретации художника изображенные персонажи не пыжатся предстать перед зрителем в облике гиперболизированных нарочистых героев; они не изображены в мимолетных позах иллюстрирующих тот или иной трудовой процесс; внешне нет никакой динамики. Однако, ни один из холстов не оставляет унылой статичности. Наоборот, внимательно вглядываясь в эти полтна, ощущаешь внутреннюю мощь сжатой пружины, огромный духовный и физический потенциал подлинных богатырей, способных в жизни, а не на театральных подмостках вершить гиганские дела. Здесь обыденное доведено до значительного через внутренний мир человека.
Последняя выставка Седрака Рашмаджяна (при его жизни) состоялась в 1966 году. Думается, что те, кто был знаком с искусством Седрака Рашмаджяна и те, кому предстояло ощутить радость первой встречи с его задушевными творениями, безусловно испытывали чувство общения с чем-то очень земным и родным.
Нет сомнения, что настоящая выставка и общение ее автора со зрителями, послужила большим стимулом для его дальнейшего плодотворной работы на благо искусства нашей страны.
(Автор текста Армен Вартанян)








 


 






 

 















 














3 комментария:

  1. спасибо огромное. приятно, что его помнят

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня по рассказам мамы узнала, что С. Рашмаджян наш родственник, очень прияно

    ОтветитьУдалить