



Фюсли, Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский живописец, график, писатель, историк и теоретик искусства. Генрих Фюсли учился на теологическом факультете университета в Цюрихе; в 1765-1770 и с 1779 жил в Великобритании, в 1770-1778 годах работал в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельмана, изучал произведения античного искусства, испытал влияние Микеланджело. Фюсли не завершил своего богословского образования, так как, ему пришлось бежать из Цюриха, в связи с публикацией сочинения, написанного им против одного бесчестного должностного лица. Фюсли скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского “Макбета” и “Писем леди Монтэгю”, не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 году в Лондон. В Англии Фюсли сперва жил переводами английских и немецких книг, затем, наслушавшись академических речей художника Рейнолдса, заинтересовался искусством. Знаменитый корифей английской живописи Джошуа Рейнолдс, с которым Фюсли вошел в личное знакомство, посоветовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти. Послушав Рейнолдса, Фюсли в 1770 году отправился в Италию, сблизился в Риме с Иоганном Винкельманом и Антоном Менгсом, в течение многих лет усердно изучал античное искусство и творчество Микеланджело Буонарроти.



Возвратившись
в 1779 году в Лондон уже
вполне готовым художником, Фюсли достаточно быстро завоевал признание
английских
художественных кругов и, как художник, стал известен с переиначенной
фамилией "Фузели".
В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в
свои ряды. Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира,
Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие
титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей,
сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной
фантастикой, изощренным гротеском, а иногда - и с острыми жизненными
наблюдениями (девять картин для “Шекспировской галереи” Бойделла,
1786-1790, и 47 иллюстраций к “Потерянному Раю” Мильтона, 1790-1800).
Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные, иррациональные видения
(“Ночной кошмар”, Штеделевский
институт, 1782, Франкфурт-на-Майне), исполнял виртуозные по графической
технике
рисунки (иллюстрации к “Божественной комедии” Данте, 1777, “Илиаде”
Гомера,
1795-1800, и другие произведения).




В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором
Академии художеств. С этого времени Фюсли посвятил себя почти
исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка
“Словаря живописцев” Пилькингтона, 1805—1810; издание труда “Пятьсот
лекций о художниках”, 1820; перевод на английский язык книги Лафатера
“Физиономика”).
Как живописец, Фюсли в свое время нравился английской публике почти
также, как и его современники, Рейнолдс и Уэст, хотя был слабее этих
живописцев во многих отношениях.

Рисунок и вообще техническое исполнение
картин Фюсли небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило
художника к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и
движений изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности.
Наиболее известные картины Фюсли: “Титания и Основа” (из произведения
Шекспира “Сон в летнюю ночь”), “Ночной кошмар”, “Тесей, прощающийся с
Ариадной при входе в Лабиринт”, “Смерть кардинала Бофора”, “Шествие
теней в Элизиуме”, “Битва Тора со змеем Ермунгандом”, “Уголино в башне
голода”.


Комментариев нет:
Отправить комментарий