Степан Степанович Пименов. Великие скульпторы

 
Степан Степанович Пименов - русский скульптор. Степан Степанович Пименов родился 4 января 1784 года в Петербурге в семье служащего. В 1795 году Степана приняли в число воспитанников Академии художеств. Степан вскоре выделился среди товарищей своими незаурядными способностями. Он неоднократно получает за свои успехи медали Первую серебряную медаль "за лепление с натуры", Первую золотую медаль за барельефную композицию "Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду". Уже в "Юпитере" можно отметить характерную в дальнейшем для Пименова мягкую выразительную лепку. Еще до окончания Академии художеств, в 1802 году, Пименов принимает участие в ответственном конкурсе на создание надгробного памятника одному из крупнейших русских скульпторов - Михаилу Ивановичу Козловскому. Основным его конкурентом оказался Демут-Малиновский, с которым Пименова будет связывать в дальнейшем многолетняя дружная работа. Победителем был признан Демут-Малиновский, а Пименов получил Вторую золотую медаль. Осенью 1803 года, награжденный Большой золотой медалью за выполненную программу "Умерщвление двух варягов-христиан, отказавшихся поклониться Перуну", Пименов блестяще заканчивает Академию, получив при выпуске аттестат первой степени, шпагу и звание художника 14-го класса.
Сложная международная обстановка не позволила Пименову поехать пенсионером за границу, хотя он и имел на это право. Всю свою жизнь он безвыездно прожил в России. В 1804 году Пименов включается в работу над скульптурой для Казанского собора. Закладка собора по проекту Воронихина явилась знаменательным событием в общественной и художественной жизни того времени. К 1807 году Пименов исполняет бронзовую статую князя Владимира. Киевский князь, стоявший у начал русского государства, показан волевым, исполненным воинственного мужества вождем своего народа. В одной руке он держит деревянный, грубо сбитый крест, попирающий языческий жертвенник, в другой - меч. В 1809 году, когда Пименову исполнилось двадцать пять лет, его привлекают к преподавательской работе. Пименова производят в адъюнкт-профессоры. Преподавательская деятельность Пименова в Академии художеств продолжалась почти до самой смерти скульптора. 15 июня 1809 года Пименова пригласили на работу в императорский фарфоровый завод в Петербурге "управляющим первого инспекциона по скульптурной части". Эта область творчества Пименова до сих пор исследована мало. Есть сведения, что за двадцать с лишним лет работы на фарфоровом заводе Пименовым лично был исполнен целый ряд моделей статуэток и небольших скульптурных композиций, по которым потом создавались фарфоровые фигурки и группы. В 1809 году Пименов снова работает с Воронихиным при строительстве Горного института. Неглубокому 12-колонному портику, выступающему на набережную, кажется, тесно от огромной потенциальной энергии, заложенной в его дорических формах. Он словно медленно погружается в стилобат. Архитектор остроумно снимает это напряжение двумя скульптурными группами на углах лестницы "Похищение Прозерпины" Демут-Малиновского и "Геркулес и Антей" Пименова. Деятельность скульптора далеко не исчерпывалась указанными работами. К 1810 году относится исполнение им надгробного памятника князю М. М. Голицыну, установленному в церкви Донского монастыря в Москве. Известно, что Пименов принимал участие в конкурсе на создание памятника Минину и Пожарскому, был занят выполнением ряда портретных бюстов. В сентябре 1814 года Степан Степанович удостаивается звания профессора "по колоссальной статуе, представляющей Славу, и по прежним известным его работам", как сообщает краткая запись в журнале определений Совета Академии художеств. В 1815 году Пименов принимает участие в украшении Адмиралтейства, спроектированного А. Д. Захаровым. Скульптором были изваяны 16 статуй для внешнего украшения башни, главного фасада и павильонов со стороны набережных. Фигуры, согласно аллегорической программе, олицетворяли стихии и времена года - "Огонь", "Лето", "Воздух", страны света - "Азия", "Америка", реки - "Днепр", "Нева". Эту большую работу постигла печальная участь в 1860 году, по варварскому распоряжению Александра II, скульптуры были сняты, якобы по причине ветхости, и уничтожены.
Примерно с 1817 года начинается новый период деятельности Пименова - его многолетнее творческое содружество с архитектором К. И. Росси, приведшее к созданию целого ряда произведений монументально-декоративной скульптуры. В 1819-1820 годах Пименов совместно со скульпторами Мартосом, Демут-Малиновским и Прокофьевым работал над созданием больших гипсовых барельефов, предназначенных для помещения под сводами потолка вновь построенной чугунной лестницы в Академии художеств. Пименов исполнил барельеф "Живопись". Затем вместе с Демут-Малиновским Пименов работает над скульптурным оформлением следующих крупных сооружений Росси Елагинского и Михайловского дворцов. Для них мастер выполнил монументально-декоративные произведения самого различного характера. В 1827 году Пименов снова работает с Росси. Наступила пора увенчать здание Главного штаба, перестроенного великим архитектором, скульптурной группой "Слава", которая должна была придать уникальному ансамблю Дворцовой площади особую полноту гражданственного, патриотического звучания. Работа над ансамблем Дворцовой площади стала лучшим, пожалуй, эпизодом творческой судьбы мастера, и созданное им явилось высшим достижением его искусства. В 1830 году начинается драматическая по своим биографическим перипетиям история оформления Нарвских ворот В. П. Стасова. В этот год на Пименова и академических товарищей его по несчастью обрушивается монаршая немилость. Николаю I показались недостаточно профессиональными работы этих заслуженных профессоров, представленные на выставке в Академии. В случае с Пименовым - портреты самого государя и его супруги. Но Николай находит другую причину для отставки скульптора. Рассмотрев доставленный ему ряд моделей скульптурных произведений для строящихся новых Нарвских триумфальных ворот, Николай безапелляционно объявляет, что модели Пименова будто бы "имеют худую фигуру", и тут же распоряжается "пригласить других художников, как-то Гальберга и Орловского". Так еще полный сил, в зените своих творческих возможностей, интенсивно работающий скульптор остается не у дел, оказывается выброшенным из художественной жизни. Через три года после своей отставки он все-таки заканчивает работу - фигуры "Славы" и правого воина - для Нарвских ворот. Но это уже печальный итог его художнической и человеческой судьбы.
3 апреля 1833 года Степан Степанович Пименов умер в возрасте сорока девяти лет. Без отца остались дочь и два сына. Старший сын, Николай, вскоре после смерти отца успешно заканчивает Академию художеств и становится известным скульптором.
Парень, играющий в бабки, 1836 год. Русский музей. Ленинград

Мальчик, начало XIX века. Императорский фарфоровый завод

Триумфальная колесница Победы

Комментариев нет:

Отправить комментарий