Ксаверий Дуниковский. Великие скульпторы

Ксаверий Дуниковский - польский скульптор и художник. Ксаверий Дуниковский родился в Кракове 24 ноября 1875 года. Занимался в мастерской Б. Сыревича в Варшаве, а затем в Школе изящных искусств в Кракове, которую окончил в 1897 году. С 1904 года много работал как педагог (в Школе изящных искусств в Варшаве и других училищах). В 1914-1923 годах жил в Париже, в остальные годы - в Кракове и Варшаве. В молодости входил в кружок писателей и художников-модернистов, сформировавшийся вокруг С. Пшибышевского, который был его близким другом. Его укрупненные по формам, полные внутреннего напряжения символические фигуры (цикл Человек, куда входят, в частности, Материнство, позолоченое дерево, 1900, и Дуновение, кованая медь, 1901-1902; цикл Беременные, бронза, 1906-1908) стали этапными вехами новой польской пластики. Испытал значительное влияние кубизма. С годами в его творчестве усилилось эпическое начало (модель памятника Болеславу Храброму, дерево, гипс, 1916-1917; все работы - в Национальном музее, Варшава), присущее, в первую очередь, его главному скульптурному ансамблю (это деревянные Вавельские головы - серия исторических портретов и типажных образов в кессонах потолка Посольского зала Вавельского замка в Кракове, созданная как продолжение аналогичного рода декоративного комплекса 1531-1535). В 1940 году скульптор был арестован немецкими оккупантами по подозрению в связях с движением Сопротивления и отправлен в Освенцим, откуда его освободили советские войска (1944).
В послевоенные годы стал одним из ведущих монументалистов страны (памятник силезским повстанцам в Катовицах, 1949-1952; мемориал Освобождения в Ольштыне, 1949-1955; памятник солдатам 1-й армии Войска Польского в Варшаве, 1962-1963; все - гранит). Данным произведениям присущ значительный оттенок партийной официозности, сказавшийся и в продолжении цикла Вавельских голов, где революционеры Я. Домбровский и Ф. Э. Дзержинский присоединились к Ф. Шопену, Ю. Словацкому, М. Склодовской-Кюри и польским королям (ряд "голов" был исполнен и в виде станковых произведений). Однако мощная, эпическая стилистика мастера продолжала пользоваться большим авторитетом, выходя за узко идеологические рамки (знаменательно, что монумент в Варшаве всегда именовался в народе просто Памятник польскому солдату - без партийных уточнений). Укреплению этого авторитета способствовала и экспрессионистская живопись старого мастера (серии Освенцим, 1948-1961; Неборувские бабы, 1957-1958; Человек в пространстве, 1958; все работы - Национальный музей, Варшава). Умер Ксаверий Дуниковский в Варшаве 26 января 1964 года.
Маска Шопена, 1949 год. Музей Дуниковского, Варшава

Француженка, 1916-1920 года. Варшавский национальный музей

Выход души из тела, 1918 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий