В 1875 году Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши "Бронзовый век" (1876-1877, бронза). Воссоздать "чудо жизни" в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Родену это удалось. И хотя "Бронзовый век" вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство. Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и др. В "Иоанне Крестителе" (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику. Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, "Врата Ада" навеяна прежде всего "Божественной комедией" Данте, отчасти поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались "Врата", построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: "Мыслитель" (1880, бронза); "Тень" (1880, бронза); "Три тени" (1880, бронза); "Адам" (1880, бронза); "Ева" (1881, бронза, повтор мрамор); "Прекрасная Омьер" (1885, бронза); "Данаида" (1885, мрамор, повтор бронза); "Поцелуй" (1886, бронза, повтор мрамор) и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. Таким стал памятник "Граждане Кале", (1884-95, бронза, Кале) одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия. Другой монумент Родена "Памятник Бальзаку" (1892-1898) вызвал в свое время скандал и был отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака вздымается к небу, подобно причудливому обелиску. Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции. Таковы портреты Ж. П. Лорана (1881), А. Легро (1881), Ж. Далу (1883), О. Мирбо (1889), Камиллы Клодель (1885), Фальгиера (1887), А. Рошфора (1887). Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры. Умер Огюст Роден 17 ноября 1917 года в Медоне.
Вечный идол, 1889 год. Музей Родена, Париж
Поцелуй, 1886 год. Музей Родена, Париж
Мыслитель, 1880 год
Граждане Кале, 1884-1895 года. Музей Родена
Комментариев нет:
Отправить комментарий