Опера Джоаккино Россини «Странный случай»

«Странный случай», ROF 2002 / Studio Amati Bacciardi
  Музыкальная веселая драма Дж. Россини в двух актах. Автор либретто — Гаэтано Гасбарри.
Год проката постановки — 2008 (возобновление, второе фестивальное обращение).
Год предыдущей постановки — 2002 (премьера фестиваля).
Либретто — по критическому изданию Fondazione Rossini (Pesaro) в сотрудничестве с Universal Music Publishing Ricordi (Milano).
Авторы критической редакции — Marco Beghelli и Stefano Piana.
Премьера состоялась в Болонье, в Teatro del Corso, 26 октября 1811 года.

Действующие лица

Эрнестина [Ernestina] (контральто), дочь Гамберотто, помешанная на чтении романов
Гамберотто [Gamberotto] (бас-буффо), разбогатевший землевладелец
Бураликкьо [Buralicchio] (бас-буффо), богатый и бестолковый молодой человек, обрученный с Эрнестиной
Эрманно [Ermanno] (тенор), бедный юноша, влюбленный в Эрнестину
Розалия [Rosalia] (меццо-сопрано), служанка Эрнестины
Фронтино [Frontino] (тенор), хитрый слуга Гамберотто и доверенное лицо Эрманно
Действие происходит в античном замке, принадлежащем Гамберотто.
Акт первый. Действие разворачивается в неопределенное время и в неопределенном месте как в самом поместье Гамберотто, так и в его окрестностях. Хозяин виллы – недавно разбогатевший фермер. Его дочь Эрнестина надежно, как в крепости, обосновалась в новом семейном имении. Ведя затворническое существование, всё свое время она проводит за чтением, мысленно подражая наиболее экзальтированным литературным персонажам бездумным копированием их языка и повадок. Она еще не знает, что ее любит Эрманно, молодой человек без гроша в кармане. Вот уже некоторое время он крутится около ее дома в надежде увидеть свою пассию; в этом ему должны помочь Фронтино и Розалия, ловкие слуги Гамберотто. Эта троица уже повесила было головы, когда их внимание привлекла шумная процессия крестьян, осаждающих хозяина дома, который и на этот раз не преминул предстать в своем обычном высокомерно-заносчивом настроении. Фронтино сразу же извлек выгоду из этого появления: ему пришло в голову порекомендовать Эрманно в качестве нового гувернера Эрнестины. Гамберотто охотно приглашает юношу в дом – не столько из-за своей образованности, сколько из-за стремления к внешней респектабельности, что, он уверен, должно принести ему солидные дивиденды в глазах дочери. Итак, первый шаг по организации встречи двух молодых людей сделан. Теперь необходимо устранить подоспевшего Бураликкьо, жениха Эрнестины, который настолько богат, насколько пуст и тщеславен. Ему нравится воображать себя неотразимым Дон Жуаном, и, когда он предстает перед своим будущим зятем, каждый из них старается перещеголять другого в сентиментально-слащавом и обходительно-галантном словотворчестве.
Между тем Эрнестина, скучающая в своей библиотеке, признается своим литературным друзьям, составляющим немногочисленный круг ее общения, что она ощущает непреодолимую пустоту внутри себя: может быть, это происходит из-за отсутствия истинной любви в ее сердце? И тогда каждый в ее состоянии стремится с помощью книг найти лекарство от собственной ипохондрии. Неожиданное появление Эрманно и Бураликкьо, приведенного Гамберотто, немедленно поднимает настроение девушки. Она симпатизирует им обоим: всю себя она посвятит своему жениху, а всю свою душу и способности отдаст новому учителю. Однако в такой неожиданной близости от предмета своего обожания Эрманно уже не может сдерживать себя и с восторженным энтузиазмом целует руку Эрнестины, приводя ее жениха в полную ярость. Гамберотто едва удается удержать незадачливого щеголя. После этого в развитии сюжета наступает затишье, дающее слугам возможность обсудить дерзко-напористую природу любовной страсти вообще и шансы Эрманно на успех в частности. Наконец, молодой человек остается наедине с девушкой, которая, всё еще находясь в плену литературных фантазий, и в самом деле пытается разобраться в своих истинных и сильных чувствах, внезапно нахлынувших на нее.
Гамберотто разряжает ситуацию, не только строго порицая Бураликкьо за его необоснованную ревность, но также и Эрнестину за пренебрежение к ее жениху. Пусть поэтому ухаживание за невестой состоится в его присутствии сейчас же, и начнется оно – в качестве наказания – с «припадания к ножкам», а затем будет постепенно развиваться… всё выше и выше. Эрманно, впавший в состояние шока от такой перспективы, пытается положить конец подобному сумасбродству, инсценируя свой мнимый суицид, что приводит Эрнестину в состояние неподдельного ужаса. В свою очередь Бураликкьо и Гамберотто так разгневаны этой выходкой, что выгоняют новоиспеченного учителя из дома, поднимая такой шум, что есть все основания вызвать полицию.
Акт второй. Когда занавес поднимается вновь, Фронтино обсуждает происшедшее с крестьянами из близлежащих деревень и говорит Розалии, что готов с ходу привести в действие свой новый план – неправдоподобную мистификацию, которая непременно должна помочь Эрманно. Он ловко устраивает так, что его подложное письмо попадает в руки Бураликкьо. В нем хитрый слуга убеждает потенциального жениха в том, что Эрнестина – это на самом деле… Эрнесто, сын Гамберотто, который был кастрирован им еще мальчиком, чтобы на этом сколотить состояние пением сына в театре. Теперь же, когда Гамберотто и так разбогател, он прячет сына в поместье, одевая его в женские наряды, чтобы избежать призыва юноши на военную службу. Обескураженный этим известием, Бураликкьо спешит вновь встретиться с Эрнестиной наедине. Та, наконец, соизволила быть приветливой со своим женихом, в то время как он немало удивлен своему новому открытию: так ли это или нет, только ему начинает казаться, что во внешности его невесты вдруг решительно проступили мужские черты. Поэтому он намеревается отомстить за этот обман и, не задерживаясь более ни минуты, уходит, чтобы донести военному комиссару на разоблаченного им дезертира.
Между тем Эрманно жалуется Гамберотто на ту бесцеремонность, с которой он был изгнан из его дома, поэтому говорит ему, что если свадьба дочери всё же состоится, его работа учителя непременно пригодится самому хозяину дома. Оставшись один, Эрманно не может ничего больше поделать, как дать волю своему отчаянию. Видя, что он уходит, Эрнестина просит Розалию привести его к ней. Их разговор начинается с мрачных нот, но постепенно окрашиваться в более изысканные доверительно-интимные тона. Но идиллия разрушается на полпути с приходом Гамберотто и Бураликкьо: первый чрезвычайно взбешен поведением дочери; второй, в ожидании своего близкого реванша, намерен до определенного момента оставаться безучастным к происходящему. И действительно, тотчас же в дом Гамберотто внезапно врываются солдаты и безо всяких объяснений арестовывают Эрнестину.
Когда сцена пустеет, Фронтино сокрушается, обращаясь к Розалии, что задуманный им трюк с письмом, вместо того чтобы помочь Эрманно и Эрнестине, в конечном счете, оказался для них даже более неудачным, чем он только мог предположить. В это же время Гамберотто нападает на Бураликкьо с упреками в безразличии к бедственному положению его будущей жены. В следующей картине Эрнестина томится в тюремной камере, прикованная к своим книгам и терзаемая неизвестностью причины ареста. Ее навещает Эрманно. Он приносит солдатскую форму, чтобы переодеть девушку и помочь ей выбраться. И точно, вскоре после этого Эрнестина, наконец, на свободе. Ей удалось присоединиться к группе солдат, с которыми, несмотря на ее недавно приобретенные богатство и респектабельность, она полна решимости на свершение славных подвигов!
В финале истории мы снова в доме Гамберотто, где Фронтино распекает Бураликкьо за его доносительство, советуя ему исчезнуть отсюда как можно быстрее, чтобы избежать гнева Гамберотто, который уже разыскивает его. Входит Эрнестина вместе со своим спасителем. Бураликкьо сразу же начинает подшучивать над Эрманно, так как тот не знает правду о девушке. С угрожающим приходом ее отца в сопровождении крестьян, размахивающих дубинками, выносится «приговор» Бураликкьо: виновен! Он?! Когда на самом деле он – настоящая жертва! И если бы Фронтино вовремя не предупредил его, он был бы сейчас обманут кастратом! Общий смех по поводу этого заявления сменяется удивлением: Фронтино оправдывается, объясняя, что действовал из лучших побуждений. В конце концов, Эрманно открывается и сообщает Гамберотто, что влюблен в Эрнестину. В итоге такая его большая смелость оказывается вознагражденной: Бураликкьо уступает с намерением искать для себя другую жену. Лишь после этого все по-настоящему становятся счастливы (по оригинальному тексту официального издания ROF 2008 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий