Зулумян появился на свет в 1907 году в семья армян, обосновавшихся в Алеппо, Сирия. В юности переехал в Париж, чтобы закончить там школу архитекторов. Формировался как мастер широкого профиля в стенах нескольких художественных школах. В 1939 году он созрел до официальной персональной выставки — и на ней его приняли и признали как крупного творца. С тех пор с почестью Гарзу принимали везде, где он появлялся. В 1956 году ему вручили рыцарское звание «Легион чести», в конце 70-х избрали членом Академии
изящных искусств Франции и наградили Национальным орденом Франции «За заслуги». И так далее. Достаточно упомянуть, что сегодня работы Гарзу выставлены в сотне музеев мира, а самое известное творение художника — цикл картин «Апокалипсис» — хранится в армянской церкви Святого Саака в Маноске неподалеку от Марселя. И наиболее внушительный признак успеха: почтовые марки Франции украшают крошечные репродукции полотен художника.

Каждый художник создает свой мир, свое космическое мироздание. Этот мир основан на реальных ощущениях, но он уже нереален, поскольку в нем нельзя жить. Понятие абстрактного не связано с каким-либо течением, направлением, оно связано с абстрагированием натуры. Все художники, начиная с наскальных изображений до наших дней, доходят до создания вселенной, своего микромира, не похожего на окружающую среду, не являющуюся подобием жизни.



ГАРЗУ
Щедрый Париж способствовал расцвету таланта голландца Ван-Гога, еврея Шагала, испанца Пикассо, он выковал в своем горниле звучное имя армянина Гарзу.
Поэтическая лира Гарзу печальна и задумчива. Не находя утешения в окружающей действительности, он ищет свои идеалы в прошлом, переносясь в старые добрые времена. Воспоминания всегда утешают, память сохраняет о них далекий печальный свет. По своим устремлениям, по складу мышления Гарзу ближе к старым мастерам, и если даже в его произведениях нет прямой аналогии с их творчеством, невозможно не ощутить это в атмосфере его полотен.
Арлекин мастера, смотрящий сквозь щели маски, в каком-то смысле автобиографичен, будто сам художник переносится в ушедшие эпохи, в далекие края, скрывая свое истинное состояние, чувства и переживания. И этот Арлекин-Гарзу, живущий в готическом замке, уносящийся на парусном корабле в залив мечты, обитающий в призрачном Версале или в столице водного царства Венеции, трогает самые чувствительные струны нашего сердца…
Рисунок Гарзу, - основа его мировоззрения. В его кардиограмме, словно очерчен пульс эпохи, дыхание планеты. Беспокойные "колючие" очертания предметов сообщают рисунку остроту, выразительность, придают ему черты глубокой образности. Тонкие переплетения линий составляют плотную графическую сеть, обогащающую фактуру. В этом кажущемся хаотическом переплетении соблюдается строгая конструктивность и архитектоника.
Мир Гарзу - ирреален, он преисполнен таинственностью и очарованием. Произведения художника, носящие характер необычайного спектакля, вовлекающего в себя специфическую атрибутику со старинными пушками, сказочными кораблями, рыцарскими доспехами - не воспринимаются, однако, как анахронизм, иллюстрирование сценок старины. Напротив, создается ощущение существующего мира, словно, стоит отодвинуть слегка занавес, и ты перенесешься на этот очаровательный остров, уединишься и на время спасешься от грохота и суеты современной жизни.
Генрих Игитян
"Гарзу, в чьем творчестве упрощенное стилизованное воображение гармонирует с тайными замыслами сюрреализма, непрерывно напоминает тему пространства. Его часто терзает мысль - открыть запертую дверь. "Я часто мучился, пишет он, - из-за навязчивой идеи комнат с запертыми дверьми, где мне казались, люди, как заключенные, желающие избежать своей судьбы".
Рене Хайг
"Гарзу своими средствами выражения создает странную, соблазнительную и неожиданную атмосферу, превращающую его искусство в нечто театральное. Его образы словно возвещают начало какого-то представления, которому никогда не суждено инсценироваться. Искусство Гарзу - обряд".
Пьер Кабан
"Мы входим в особо таинственную среду, в страну, где беспокойство постоянно растет, тревога становится более угнетающей. Гарзу в этом прямолинейном хаосе остается единственным пророком новых времен, предугадывающим Апокалипсис".
Андре Варно
"Гарзу, - это чувствуется с первого взгляда, бдительный художник… Он цепляется за кормильца - землю. За ту землю, где воля человека заставляет его жить даже в такое время, когда боги ада иногда пробуют поразить ее молнией".
Пьер Ламберти
Апокалипсис. Музыкант (деталь), 1989, настенная роспись, Церковь Манос
Покинутый корабль, 1981, х./м., 33x40 см, собственность семьи художника
Церемония, 1976, х./м., 81x65 см
Красная комната, 1974, х./м., 193x253 см, МСИ, Ереван
…И всё же Франция, в особенности узкие улочки Парижа, магическим образом влияют на армянский ум и визуалитет. Под солнцем Монмартра наши художники расцветают как нигде. Вот и Гарзу, в оригинале — Гарник Зулумян. Он прославился как великий иллюстратор, но вовсе не ограничивался этим жанром.
Гарзу приобрел громкое имя в результате работы над иллюстрациями книг великих литераторов — Хемингуэя, Камю и других. Почерк Гарзу легко распознается: насыщенные идеями оригинальные композиции при максимальной емкости выразительных средств. Гарзу вывел книжную иллюстрацию на принципиально новый уровень развития, но проявил себя как серьезный мастер и в других жанрах, в том числе живописном. Неуемная энергия армянина, его работоспособность вылились в шедевры росписи по фарфору и гравюры. Гарзу с удовольствием оформлял спектакли ведущих французских театров. Он разработал дизайн интерьера теплохода «Франция», а, будучи 81-летним художником, расписал часовню в Маноске (а это поверхность площадью 600 кв. метров!).
Гарзу любил свою родину и посвятил ей немало работ. И все они, как правило, отражают переживания художника, вызванные важными событиями в судьбе Армении. В Национальной картинной галерее Армении хранится 305 его работ.
http://janeik.livejournal.com
http://arvest.armenia.ru/
Гарзу приобрел громкое имя в результате работы над иллюстрациями книг великих литераторов — Хемингуэя, Камю и других. Почерк Гарзу легко распознается: насыщенные идеями оригинальные композиции при максимальной емкости выразительных средств. Гарзу вывел книжную иллюстрацию на принципиально новый уровень развития, но проявил себя как серьезный мастер и в других жанрах, в том числе живописном. Неуемная энергия армянина, его работоспособность вылились в шедевры росписи по фарфору и гравюры. Гарзу с удовольствием оформлял спектакли ведущих французских театров. Он разработал дизайн интерьера теплохода «Франция», а, будучи 81-летним художником, расписал часовню в Маноске (а это поверхность площадью 600 кв. метров!).
Гарзу любил свою родину и посвятил ей немало работ. И все они, как правило, отражают переживания художника, вызванные важными событиями в судьбе Армении. В Национальной картинной галерее Армении хранится 305 его работ.
http://janeik.livejournal.com
http://arvest.armenia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий