Опера в двух действиях; либретто Г. Росси по мотивам одноименной трагедии Вольтера.
Первая постановка: Венеция, театр «Ла Фениче», 3 февраля 1823 года.
Первая постановка: Венеция, театр «Ла Фениче», 3 февраля 1823 года.
Действующие лица:
- Семирамида, царица Вавилона (сопрано)
- Арзаче, военачальник (сопрано)
- Ассур, принц крови Бела (бас)
- Идрено, индийский царь (тенор)
- Адзема, принцесса крови Бела (сопрано)
- Орой, верховный жрец (бас)
- Митран начальник царской гвардии (тенор)
- Тень царя Нина (бас)
- Сатрапы, жрецы, царская гвардия, жители Вавилона, чужеземцы, рабы
Действие происходит в Вавилоне в конце IX века до н. э.
История создания
Осенью 1822 года Россини, прославленный автор 33 опер, получил заказ
на новую, для крупнейшего венецианского театра Лa Фениче, и в середине
декабря прибыл в Венецию. С ним приехала знаменитая певица Изабелла
Кольбран, незадолго до того ставшая его женой. Она была первой
исполнительницей во многих его операх, в том числе — «Отелло» и
«Моисей», ей предназначалась и роль в новой опере «Семирамида», которую
Россини, как всегда, завершил в краткие сроки в Венеции (она оказалась
для Кольбран последней: вскоре певица потеряла голос и была вынуждена
отказаться от сценической карьеры).
Либретто оперы написал Гаэтано Росси (1774—1855), постоянный
либреттист театра Ла Фениче (в 1810 году он был придворным либреттистом
Наполеона). Среди его прославленных либретто три написаны для Россини и
два — для Доницетти. В основу «Семирамиды» положена одноименная трагедия
(1748) Вольтера (1694—1778). Знаменитый французский философ, ученый,
политик, историк, общественный деятель, обличитель религиозного
фанатизма, он был символом эпохи Просвещения и одним из остроумнейших
людей своего времени. Россини уже обращался к его драматургии: в 1813
году Росси написал по трагедии Вольтера либретто для «Танкреда»,
ставшего первой значительной оперой композитора. В «Семирамиде», как и в
других сочинениях Вольтера, важную роль играет гражданственная
проблематика — тема борьбы с абсолютизмом, деспотизмом, тема возмездия.
Трагедия заканчивается грозными словами верховного жреца над умирающей
царицей, носительницей зла: преступные владыки должны дрожать на своих
тронах; чем выше они поставлены над людьми, тем тяжелее будет расплата.
Семирамида — исторический персонаж. Ее ассоциируют с вавилонской
царицей Шаммурамат, правившей в Ассирии в конце IX века до н. э.
Воспитанная пастухами в горах, рабыня в царском дворце, она стала женой
правителя Сирии, была отбита у него ассирийским царем Нином, делила с
ним трон, а после его смерти сделалась единовластной правительницей.
Основанное ими государство просуществовало 1360 лет. Семирамиде
приписывали создание Вавилона или, по меньшей мере, его водных
сооружений и оборонительных башен, а также пирамид и легендарных висячих
садов, хотя они были построены три века спустя. В легендах она
предстает воинственной царицей, возглавлявшей многие походы,
завоевательницей Египта и Индии. Немало места уделяется ее любовным
приключениям. У Семирамиды возник конфликт с сыном Нином. По одним
сказаниям, она была им убита, по другим, когда он стал покушаться на
жизнь матери, она превратилась в голубку и улетела. Это соответствует
природе Семирамиды: согласно греческим мифам, она была дочерью богини,
вскормленной голубями. Итальянское имя главного героя оперы Арзаче
(по-русски его называли Арзас) соответствует восточному Арсак, которое
носили многие представители Парфянского царства, возникшего в 256 году
до н. э. Аршакидами именовались легендарные цари Великой Армении. Как
обычно в опере-seria, в центре либретто оказалась сложная любовная
интрига, однако, в отличие от традиционной благополучной развязки с
соединением нескольких влюбленных пар, героиня гибнет. Гражданственная
тема, столь важная для Вольтера, в опере отсутствует, а сама Семирамида
отнюдь не является сугубо отрицательным персонажем.
Премьера «Семирамиды» в театре Лa Фениче состоялась 3 февраля 1823
года. Композитора вызывали 9 раз, до дома его сопровождали тридцать
иллюминированных гондол, в которых расположился духовой оркестр,
игравший популярные мелодии из его опер. Возможно, это был самый большой
успех в жизни Россини.
Сюжет
Великолепный храм Бела в Вавилоне. Верховный жрец Орой возносит
молитвы. Вавилоняне и чужеземцы несут к жертвеннику богатые дары.
Индийский царь Идрено молит бога о любви. Ассур, вавилонский принц,
происходящий от бога Бела, мечтает о власти. Окруженная свитой,
приближается Семирамида. Сегодня она должна указать преемника ее
погибшего супруга, царя Нина. Едва она хочет назвать имя нового царя,
как сверкает молния и гаснет огонь на жертвеннике. Верховный жрец
объявляет, что пока Нин не отомщен, и убийцы не наказаны, преемник не
может быть назван. Все расходятся. Появляется молодой военачальник
Арзаче. Он прибыл с Кавказа, из Скифии, по тайному приказу Семирамиды.
Сюда же влечет его сердце: в свите царицы находится прекрасная принцесса
крови Бела Адзема, которую он спас от похитителя. Арзаче вручает Орою
ящичек, завещанный ему умирающим отцом Фрадатом. Ассур, также мечтающий
об Адземе, чтобы проложить путь к трону, возмущен, что какой-то скиф
дерзает претендовать на любовь принцессы, с рождения предназначенной
наследнику престола Нинию, сыну Нина.
В дворцовом зале Адзема с нетерпением ожидает встречи с Арзаче.
Идрено просит ее руки, но Адзема отвечает, что ее рукой распоряжается
Семирамида. Полагая, что его соперником может быть только Ассур, и,
узнав, что тот никогда не занимал места в сердце Адземы, Идрено надеется
завоевать ее любовь.
Висячие сады Семирамиды. Царица мечтает об Арзаче. Начальник гвардии
приносит папирус — пророчество мемфисского оракула, который предвещает
скорое прекращение ее душевных мук, успокоение по возвращении Арзаче, а
также новый брак. Она считает, что боги простили ее тайное преступление и
благословили любовь к Арзаче. Царица приказывает приготовить все к
торжественному бракосочетанию. Приходит Арзаче, которому она обещает
милость и уверяет, что Ассур не получит Адземы. Молодой военачальник в
восторге. Его робкие намеки на пылающее сердце царица принимает за
объяснение в любви, а он воспринимает ее обещание достойной награды как
согласие на брак с Адземой.
Парадный зал дворца, напротив трона — вход в мавзолей царя Нина.
После торжественного шествия жрецов и сатрапов Семирамида восходит на
трон, на ступенях которого Адзема, Ассур, Арзаче и Идрено. Царица
сообщает, что сделала свой выбор, одобренный оракулом, и требует клятвы
верности новому царю. Клятва произнесена, и тогда Семирамида называет
имя Арзаче. Все поражены. Ассур пытается напомнить о своих заслугах, но
царица приказывает ему молчать и трепетать от сознания своей вины.
Идрено просит руки Адземы и получает согласие. Призвав Ороя, чтобы
соединиться с Арзаче, Семирамида объявляет, что в его лице дает всей
Ассирии Нина и его сына. Звучит подземный гром, сверкают молнии, из
мавзолея доносится стон и в дверях появляется Тень царя. В ужасе все
слышат его волю. Арзаче будет царствовать, но прежде должен принести
жертву во искупление греха; ему надлежит повиноваться верховному жрецу,
помнить об отце и верно служить сыну Нина. Арзаче клянется сойти в
гробницу, но кто станет жертвой? Семирамида и Ассур, предвидя ответ Тени
Нина, трепещут. Царица обращается к супругу с мольбой, но тень обещает
призвать ее к себе, когда решат боги, и исчезает. Семирамида падает на
руки Адземы. Над всеми витает дыхание смерти и гнева богов.
Во внутреннем дворе Митран предупреждает Семирамиду о заговоре
Ассура, который покушается на ее власть. Появившийся Ассур упрекает
царицу, которая не вознаградила его за преданность. Она же в ужасе от
воспоминаний: пятнадцать лет не может она забыть ту роковую ночь, когда
Ассур дал своему царю яд. Пусть яд подготовила она сама, — он обольстил
ее, запугал, что царь прогонит ее, и тогда она посулила Ассуру трон и
любовь. Ее единственная надежда, сын Ниний, погиб, быть может, от той же
руки, что и отец. Ассур напоминает, что будь сын жив, Семирамида не
была бы теперь царицей: на троне сидел бы Ниний. Царица больше не
страшится ни угроз Ассура, ни мести Нина: ее защита — Арзаче. Нин и боги
к нему благосклонны, и весь двор приветствовал ее нового супруга и
царя. Воинственная царица сумеет отомстить предателю и сама принесет
жертву во искупление греха. Ассур жаждет мщения.
Святилище храма. Жрецы поклоняются грозному невидимому богу. Сюда,
под таинственные, сокрытые от непосвященных своды, Орой привел Арзаче:
для него настал час судьбы. Три жреца подносят корону, меч и пергамент,
но Арзаче отвергает дар: он поклялся тени Нина, что будет служить его
сыну Нинию. Жрецы падают ниц, и Орой открывает юноше, что Ниний — он
сам. Его спас верный Фрадат, выдав за умершего Арзаче. Нин его отец,
Семирамида — мать. Пергамент — послание умирающего Нина Фрадату; в нем
царь просит сберечь сына, чтобы тот отомстил за него предателю Ассуру и
изменнице жене. Орой вручает юноше меч и напоминает, что отец ждет его.
Арзаче клянется на отцовском мече отомстить Ассуру, но надеется, что его
слезы смягчат тень отца, и тот простит мать. Жрецы благословляют его на
подвиг и царство, он должен принести свободу Ассирии.
Покои Семирамиды. Митран пытается утешить Адзему, которая в отчаянии
от потери любимого, похищенного у нее Семирамидой. Услышавший это Идрено
потрясен. Придворные сопровождают Адзему и Идрено к алтарю. Она в
слезах, в его груди ревность и ярость. Появляются Семирамида и Арзаче.
Царица просит его предстать перед народом в короне в качестве ее
супруга, что приводит Арзаче в ужас. Он прижимает к сердцу письмо отца.
Прочтя его, Семирамида предлагает сыну исполнить свой долг, но он
бросается в объятия матери. Арзаче спускается в гробницу, чтобы покарать
Ассура и вымолить прощение для Семирамиды. Полная тяжких предчувствий
царица устремляется за сыном.
Отдаленная часть дворца, смежная с мавзолеем Нина. Ассур узнает от
сатрапов, что Орой возмутил против него народ. Едва над Ассирией взойдет
солнце, на троне будет сидеть скиф Арзаче. Но Ассур не допустит этого:
лишенный поддержки воинов, он один совершит акт мести. Однако едва
приблизившись к гробнице Нина, Ассур отступает перед ужасным видением. В
бреду он чувствует на себе железную руку, страшный взгляд, перед ним
разверзается бездна, в его груди меч, и он тщетно умоляет о пощаде.
Недоумевающие воины наблюдают за метаниями Ассура, не понимая его
призывов то к молчанию, то к бегству. Наконец, он приходит в себя и,
восторжествовав над враждебными богами, дерзко спускается в гробницу
Нина. Митран с гвардией спешат предупредить царицу о святотатстве и
мятеже.
В подземелье мавзолея Нина спускаются жрецы, вооруженные кинжалами, и
исчезают в темноте. Входят Арзаче и Орой. Верховный жрец повелевает
обнажить меч — сам бог укажет жертву. Появляется Ассур, затем
Семирамида, которая обращается с мольбой к супругу защитить сына. Арзаче
и Ассур принимают ее вздохи за стоны призрака. Орой призывает сына царя
разить. Арзаче бросается на голос Ассура и в темноте смертельно ранит
Семирамиду, которая падает на гробницу Нина. Орой зовет жрецов и воинов,
те вносят факелы. Схваченный Ассур узнает, что ненавистный соперник —
Ниний, законный царь Ассирии. Тот, в ужасе от содеянного, готов
покончить с собой, но Орой удерживает его. Народ приветствует нового
царя.
Музыка
«Семирамида» — последняя опера-seria Россини и последний образец
этого жанра вообще. В ней немало нетрадиционных решений. Ария уже не
является главным номером. Важная роль отводится дуэтам и особенно хорам,
большим ансамблям (терцет, квартет, квинтет), которые, как и арии,
часто сопровождаются хором. Массовые сцены достигают грандиозных
масштабов. Возрастает роль оркестра. Помимо симфонического,
расположенного в оркестровой яме, используется духовой на сцене и за
сценой, украшая праздничные шествия. К числу традиционных черт
оперы-seria относится использование женского голоса в партии молодого
героя, воина и влюбленного — напоминание о певцах-кастратах XVII — XVIII
веков, обладавших высокими, почти женскими голосами, для которых всегда
предназначались подобные роли. Вокальные партии отличаются предельной
виртуозностью, независимо от типа голоса и образа персонажа, хотя
Россини положил конец произволу певцов, точно выписав все украшения,
которые прежде импровизировались исполнителями.
Увертюра, по итальянской традиции называемая «симфонией», —
грандиозный оркестровый номер с яркими, увлекательными темами, —
приобрела популярность на концертной эстраде. В 1-й картине I акта
выделяется часто исполняемая лирическая каватина Арзаче «Ах, тот день я
вспоминаю» — типичный образец искрометных россиниевских арий с большим
оркестровым вступлением. Самый известный номер оперы — каватина
Семирамиды с хором «Прекрасный луч блеснул» из 2-й картины, со светлой
грациозной мелодией, прихотливыми пассажами, роскошными колоратурами. Ее
дополняет пронизанный радостными чувствами дуэт Семирамиды и Арзаче
«Будь мне всегда так предан». 2-я картина II акта начинается
мрачно-сосредоточенным, таинственным хором жрецов «Под эти тайные
грозные своды» с унисонами и простыми лапидарными аккордами. Рондо
Арзаче с мужским хором «В эту страшную годину» предвещает победу героя.
Самый оригинальный номер принадлежит Ассуру с хором и образует свободно
развивающуюся 4-ю картину. Выразительна сосредоточенная, прерываемая
паузами начальная мелодия декламационного склада «О сокройся...
покойся... помилуй»; полна героического порыва заключительная часть
«Пусть боги грозят мне». Обозначенная как прелюдия, хор, сцена, безумие и
ария, эта картина предвосхищает излюбленные романтиками сцены
сумасшествия с непрерывным развитием драматического действия.
А. Кенигсберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий