Антонио ВИВАЛЬДИ



Антонио Вивальди
 Зпоха барокко прославилась в истории мировой музыкальной культуры прежде всего именами двух крупнейших композиторов - Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха.

Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они были во многом схожи в творческой судьбе - оба были связаны с педагогической деятельностью, обязующей регулярно сочинять музыку для своих учащихся, оба считались «устаревшими» в последние годы жизни и были забыты последующими поколениями. Интересно, что и возрождение музыки обоих композиторов было почти одновременным! В середине XIX века, когда Мендельсон спустя столетие после премьеры исполнил в Лейпциге «Страсти по Матфею» Баха, сочинения великого музыканта стали подготавливаться к изданию. Среди обширного наследия немецкого гения были обнаружены обработки скрипичных концертов Вивальди, пробудившие интерес к творчеству итальянского композитора. В течение XIX века и в начале XX столетия были опубликованы прижизненные издания композитора. Однако большая часть его произведений, находившаяся в частных коллекциях, увидела свет лишь в 30-е годы XX века.
Насыщенная многогранной деятельностью, жизнь Антонио Вивальди (1678-1741) была неразрывно связана с Венецией - в прошлом крупным пор-

товым городом, который, несмотря на утрату своего положения и длительную борьбу с Османской империей, сохранил редкую музыкальную атмосферу. Знаменитый венецианский Собор Св. Марка, имеющий форму греческого креста и увенчанный пятью куполами, славился многозвучным красочным стилем исполнения. Лучшие органисты развивали здесь особенную виртуозную манеру игры. В разное время в этом городе работали Андреа и Джованни Габриели, Клаудио Монтеверди, Адриан Вилларт и другие прославленные музыканты.


Благодаря своему географическому положению, Венеция еще в конце XIX века стала крупнейшим центром торговли с Азией. К Х1У-ХУ векам она достигла поры наибольшего расцвета и могущества. Однако ее триумф был недолгим. Уже в конце XV века был открыт морской путь вокруг мыса Доброй Надежды, постепенно превращая Венецию в изолированный Адриатический порт. К тому же, духовные силы Венеции были подорваны постоянными военными угрозами со стороны Османской империи.
Антонио был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери) брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал исключительную музыкальную одаренность, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Музыкальная среда Венеции, в которой формировался юный музыкант, сыграла определенную роль в его дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора Св. Марка. Первое сочинение Вивальди относится к 1691 году - молодому ком-

позитору должно было исполниться всего тринадцать лет! Уже в этих первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди.
В Италии XVII-XVIII веков существовала любопытная традиция - музыкальная карьера нередко была сопряжена с получением духовного звания. При этом его обладатель мог спокойно заниматься любыми жанрами светской музыки, в том числе и оперы. Неизвестно, какие причины побудили Антонио к решению стать священником, но он избрал этот путь, достигнув к двадцати пяти годам сана священ-ника. Вскоре его пригласили преподавателем в одну из так называемых венских «консерваторий» - «Ospedale délia Pietà».
Венециятого времени былапере-полнена брошенными детьми и сиротами. Для них были учреждены особые заведения - «Ospedale» («госпиталь»), - в которых наравне с должным воспитанием учащиеся получали прекрасное музыкальное образование. Ко времени прихода Вивальди в одно их таких учреждений музыкальное развитие в них достигло высокой степени совершенства - наряду с хоровым пением и игрой на различных инстру-ментах существовала традиция проведения регулярных концертов, обычно в выходные дни, разжигающие здоровый дух соревнования между учреждениями. К преподаванию в «консерваториях» (другое название «Озрес^е») приглашали лучших музыкантов. В разное время в них работали такие выдающиеся итальянские композиторы, как Б.Галуппи, Дж. Легренци, А.Лотти, Д.Скарлатти и другие.
Оказавшись в творческой, кипящей музыкальной атмосфере «консерватории», Вивальди почувствовал грандиозные просторы, открывающиеся для его музыкального таланта. Благодаря своему бурному темпераменту и целеустремленному характеру, Вивальди смог развить необычайно широкую деятельность в «ОэресЫе» - он непрерывно сочинял, написав для концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров, работал с хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки.
Композитор начал свой творческий путь с сочинения инструментальной музыки, преимущественно скрипичной. В этом нет ничего удивительного, достаточно вспомнить прославленную итальянскую скрипичную школу, ра - «Двенадцать сонат для скрипки с сопровождением чембало» - был опубликован издательством Бортоли.

вершиной которой стали Дж. Тартини, П.Локаттели и другие. Вскоре издаются первые опусы композитора - так называемые трио-сонаты для одного или нескольких инструментов и basso-continuo (чаще всего, партия сопровождающего клавишного инструмента), а также концерты для одной, двух и трех скрипок с сопровождением. Первым опусом композитор обозначил «Двенадцать сонат для двух скрипок и basso-continuo» - «Suonate da Camera a tre». Интересно, что этот жанр в эпоху Вивальди стал одним из ведущих в противовес мадригалам предыдущего столетия. Следующий опус композито-
В 1713 году жизнь Вивальди обогащается двумя важными событиями - во-первых, он становится главным композитором «Озрес1а1е», а во-вторых, обращается к жанру оперы, с которой неразрывно связаны ее последующие годы.

Обращение к оперному жанру в стране с богатыми оперными традициями, было явлением не парадоксальным. Казалось, все написанное Вивальди прежде служило оттачиванию его музыкального стиля, примененного
с новой силой в оперном искусстве. В течение следующих пяти лет Венеция с восхищением открывает в знаменитом скрипаче-виртуозе талантливого оперного композитора. Одна за другой из-под его пера выходят оперные партитуры: «Оттон на вилле», «Роланд, притворяющийся безумцем», «Нерон, сделанный цезарем», «Коронация Дария» и другие. В них Вивальди не выступает реформатором жанра, а, скорее, продолжает и развивает существующие традиции. А таковых в итальянской опере было достаточно. Главным оперным жанром, сформировавшемся в конце XVII века под влиянием неапо-

литанской оперной школы, стала так называемая onepa-seria (т.е. - серьезная опера). Ее композиция состояла из множества чередующихся арий и речитативов, «разбавленных» зрелищными сценами. Наиболее распространенным был речитатив secco (или сухой), исполнявшийся в свободном ритме на фоне выдержанных гармоний сопровождающего инструмента, главным образом, чембало. В отличие от него речитатив accompagnato звучал в более развитом сопровождении оркестра. Арии, в свою очередь, классифицировались на «блестящую», бравурную, патетическую, арию parlante (говорком) и промежуточ-

ного типа. За арией закрепилась некая форма «da саро» - трехмастная структура, имеющая контрастную середину и точную репризную часть. Интересны некоторые особенности исполнения итальянской оперы - женские партии исполнялись певцами-кастратами, так как в соответствии с папским указанием женщинам запрещалось петь в оперном спектакле.
Растущая слава Вивальди как оперного композитора быстро распространяется и в других европейских странах. В 1716 году его официально признают «Maestro dei Concerts. Многие иностранные музыканты мечтают учиться у Вивальди. Так, например, у него брали уроки известнейшие скрипачи той эпохи Иоганн Георг Пизендель и Даниэль Готтлиб Трей. Со всех сторон поступают заманчивые предложения, но композитор остается верен своей «консерватории», побуждающей его писать серьезную духовную музыку. Параллельно с работой в оперном жанре появляются новые духовные сочинения -оратории «Иудифь торжествующая» и «Приношение волхвов», многочисленные вокально-инструментальные произведения, из которых наиболее известны «Gloria» и «Magnificat».

Новыми оперными работами становятся «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью», «Арсильда, королева Понта», «Титеберг», «Скандерберг», «Кандаче, или истинные друзья». Главное, что поразило современников Вивальди в его операх - этот необычайная новизна его музыкального стиля.
Двадцатые годы - время расцвета оперного творчества Вивальди. В период с 1718 по 1724 годы он создает одиннадцать новых произведений для театра, среди которых «Правда в испытании», «Филипп, король Македонии», «Ла Креола».
Отдельного внимания заслуживает талант Вивальди как дипломата. В течение всей своей творческой деятельности он был собственным импресарио, с великим искусством разрешая возникающие конфликты и привлекая к своим оперным постановкам лучших певцов.
Если в первые годы оперные гастроли Вивальди в основном связаны с венецианской сценой, то постепенно круг его поездок значительно расширяется. Продолжительные оперные турне за границей, обязательства композитора перед «ОэресЫе» свидетельствуют о его поразительной твор-ческой активности, не снижавшейся даже в последние годы жизни.
Лучшие оперы Вивальди связаны с текстами знаменитых итальянских либреттистов XVIII века - Апостоло Дзено и Пьетро Метастазио. В 1734 году увидела свет опера «Олимпиада» на либретто Метастазио, выделяющаяся из других богатством и тонкостью музыкальных красок.
В 1737 году на Вивальди обрушился первый удар судьбы. От имени кардинала Руффо ему было официально запрещено въезжать в Феррару на карнавал, где должны были исполняться театральные постановки его опер.

Поводом послужило то, что, будучи духовным лицом, он не служил обедни и поселил в своем доме певицу Анну Жиро, первую исполнительницу его главных оперных партий.
Из-за длительных отъездов обострились отношение маэстро с «Озрес1а1е». Но главным разочарованием последних лет жизни стало охлаждение современников к его музыке. В это время в Италии выдвинулась новое поколение композиторов, таких как Тартини, Локателли, Саммартини, Перголези, завладевших вниманием публики. Несколько лет спустя после смерти Вивальди скончается И.С. Бах, а еще через несколько лет появятся первые опусы молодого Гайдна, знаменующие начало эпохи классицизма.

В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть родину и направился в Вену, где находился его искренний поклонник император Карл VI. Однако внезапная смерть императора повлекла за собой общеевропейскую войну, принесшую в страну разорение и бедствия. 28 июля 1741 года всеми забытый, вдали от родины скончался Антонио Вивальди, великий музыкант, за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.

Антонио Вивальди внес значительный вклад в развитие многих жанров эпохи позднего барокко. Наиболее выдающиеся достижения связаны с развитием инструментального концерта. Вивальди принадлежит огромное количество концертов для различных инструментов, и в первую очередь, для скрипки.
Первым композитором, в творчестве которого сложилась форма скрипичного концерта, был итальянский скрипач Джузеппе Торелли. Он построил концерт по образцу трехчастной композиции оперной арии. Таким образом, форма концерта, дошедшая до
Вивальди, представляласобойтрехчаст-ную структуру, состоящую из крайних быстрых частей и медленной средней. В творчестве Вивальди концерт обрел законченную форму. Своеобразной росписью композитора было три жестких оркестровых аккорда, названных «ударами молотка Вивальди».
К сожалению, многие произведения композитора были утеряны. В настоящее время известно свыше 450 инструментальных концертов, из них -около 220 скрипичных. Среди изданных сочинений Вивальди выделяются двенадцать концертов из оп. 3 под названием «Гармоническое вдохновение», двенадцать концертов для одной или двух скрипок, из оп. 9 - «Лира», семь программных концертов из оп. 8 -«Опыт гармонии и фантазии».
Наибольшей популярностью, как у современников Вивальди, так и в последующие столетия, пользовались первые четыре концерта из опуса №8 (всего 12), известные как «Времена года». В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Это, пожалуй, единственный в творческом наследии композитора цикл концертов, снабженных подробной программой или сюжетом. В одном из зарубежных изданий каждый из концертов предвосхищается стихотворным сонетом, в деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего, был сам Вивальди.
В цикле сохранился первоначальный порядок концертов - «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Интересно, что концерт «Зима» был создан под названием «Ад». Музыка настолько изобразительна, что в ней с легкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты («Осень»), и далекие раскаты грома («Лето»), и пастушьи наигрыши («Весна»), и даже стремительное кружение зимних вихрей («Зима»).

Камерный оркестр Ленинградской филармонии начал самостоятельную концертную жизнь с 1962 года под управлением Льва Шиндера. Одним из лучших солистов оркестра стал выдающийся скрипач Михаил Вайман, великолепное искусство которого мы предлагаем оценить уважаемому слушателю.


Комментариев нет:

Отправить комментарий