Зпоха барокко прославилась в истории мировой музыкальной культуры
прежде всего именами двух крупнейших композиторов - Антонио Вивальди и
Иоганна Себастьяна Баха.
Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они
были во многом схожи в творческой судьбе - оба были связаны с
педагогической деятельностью, обязующей регулярно сочинять музыку для
своих учащихся, оба считались «устаревшими» в последние годы жизни и
были забыты последующими поколениями. Интересно, что и возрождение
музыки обоих композиторов было почти одновременным! В середине XIX века,
когда Мендельсон спустя столетие после премьеры исполнил в Лейпциге
«Страсти по Матфею» Баха, сочинения великого музыканта стали
подготавливаться к изданию. Среди обширного наследия немецкого гения
были обнаружены обработки скрипичных концертов Вивальди, пробудившие
интерес к творчеству итальянского композитора. В течение XIX века и в
начале XX столетия были опубликованы прижизненные издания композитора.
Однако большая часть его произведений, находившаяся в частных
коллекциях, увидела свет лишь в 30-е годы XX века.
Насыщенная многогранной деятельностью, жизнь Антонио Вивальди
(1678-1741) была неразрывно связана с Венецией - в прошлом крупным пор-
товым
городом, который, несмотря на утрату своего положения и длительную
борьбу с Османской империей, сохранил редкую музыкальную атмосферу.
Знаменитый венецианский Собор Св. Марка, имеющий форму греческого креста
и увенчанный пятью куполами, славился многозвучным красочным стилем
исполнения. Лучшие органисты развивали здесь особенную виртуозную манеру
игры. В разное время в этом городе работали Андреа и Джованни Габриели,
Клаудио Монтеверди, Адриан Вилларт и другие прославленные музыканты.
Благодаря
своему географическому положению, Венеция еще в конце XIX века стала
крупнейшим центром торговли с Азией. К Х1У-ХУ векам она достигла поры
наибольшего расцвета и могущества. Однако ее триумф был недолгим. Уже в
конце XV века был открыт морской путь вокруг мыса Доброй Надежды,
постепенно превращая Венецию в изолированный Адриатический порт. К тому
же, духовные силы Венеции были подорваны постоянными военными угрозами
со стороны Османской империи.
Антонио был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери)
брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал
исключительную музыкальную одаренность, страстный и вспыльчивый
темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос.
Музыкальная среда Венеции, в которой формировался юный музыкант, сыграла
определенную роль в его дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки
вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной
игры. Уже в возрасте десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора
Св. Марка. Первое сочинение Вивальди относится к 1691 году - молодому
ком-
позитору
должно было исполниться всего тринадцать лет! Уже в этих первых
музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма,
присущий Вивальди.
В Италии XVII-XVIII веков существовала любопытная традиция -
музыкальная карьера нередко была сопряжена с получением духовного
звания. При этом его обладатель мог спокойно заниматься любыми жанрами
светской музыки, в том числе и оперы. Неизвестно, какие причины побудили
Антонио к решению стать священником, но он избрал этот путь, достигнув к
двадцати пяти годам сана священ-ника. Вскоре его пригласили преподавателем в одну из так называемых венских «консерваторий» - «Ospedale délia Pietà».
Венециятого времени былапере-полнена брошенными детьми и сиротами.
Для них были учреждены особые заведения - «Ospedale» («госпиталь»), - в
которых наравне с должным воспитанием учащиеся получали прекрасное
музыкальное образование. Ко времени прихода Вивальди в одно их таких
учреждений музыкальное развитие в них достигло высокой степени
совершенства - наряду с хоровым пением и игрой на различных инстру-ментах
существовала традиция проведения регулярных концертов, обычно в
выходные дни, разжигающие здоровый дух соревнования между учреждениями. К
преподаванию в «консерваториях» (другое название «Озрес^е») приглашали
лучших музыкантов. В разное время в них работали такие выдающиеся
итальянские композиторы, как Б.Галуппи, Дж. Легренци, А.Лотти,
Д.Скарлатти и другие.
Оказавшись в творческой, кипящей музыкальной атмосфере
«консерватории», Вивальди почувствовал грандиозные просторы,
открывающиеся для его музыкального таланта. Благодаря своему бурному
темпераменту и целеустремленному характеру, Вивальди смог развить
необычайно широкую деятельность в «ОэресЫе» - он непрерывно сочинял,
написав для концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров,
работал с хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал
концертами, а также преподавал теорию музыки.
Композитор начал свой творческий путь с сочинения инструментальной
музыки, преимущественно скрипичной. В этом нет ничего удивительного,
достаточно вспомнить прославленную итальянскую скрипичную школу, ра -
«Двенадцать сонат для скрипки с сопровождением чембало» - был
опубликован издательством Бортоли.
вершиной
которой стали Дж. Тартини, П.Локаттели и другие. Вскоре издаются первые
опусы композитора - так называемые трио-сонаты для одного или
нескольких инструментов и basso-continuo (чаще всего, партия
сопровождающего клавишного инструмента), а также концерты для одной,
двух и трех скрипок с сопровождением. Первым опусом композитор обозначил
«Двенадцать сонат для двух скрипок и basso-continuo» - «Suonate da
Camera a tre». Интересно, что этот жанр в эпоху Вивальди стал одним из
ведущих в противовес мадригалам предыдущего столетия. Следующий опус
композито-
В 1713 году жизнь Вивальди обогащается двумя важными событиями -
во-первых, он становится главным композитором «Озрес1а1е», а во-вторых,
обращается к жанру оперы, с которой неразрывно связаны ее последующие
годы.
Обращение к оперному жанру в стране с богатыми оперными традициями,
было явлением не парадоксальным. Казалось, все написанное Вивальди
прежде служило оттачиванию его музыкального стиля, примененного
с новой силой в оперном искусстве. В течение следующих пяти лет
Венеция с восхищением открывает в знаменитом скрипаче-виртуозе
талантливого оперного композитора. Одна за другой из-под его пера
выходят оперные партитуры: «Оттон на вилле», «Роланд, притворяющийся
безумцем», «Нерон, сделанный цезарем», «Коронация Дария» и другие. В них
Вивальди не выступает реформатором жанра, а, скорее, продолжает и
развивает существующие традиции. А таковых в итальянской опере было
достаточно. Главным оперным жанром, сформировавшемся в конце XVII века
под влиянием неапо-
литанской оперной школы, стала так называемая onepa-seria (т.е. -
серьезная опера). Ее композиция состояла из множества чередующихся арий и
речитативов, «разбавленных» зрелищными сценами. Наиболее
распространенным был речитатив secco (или сухой), исполнявшийся в
свободном ритме на фоне выдержанных гармоний сопровождающего
инструмента, главным образом, чембало. В отличие от него речитатив
accompagnato звучал в более развитом сопровождении оркестра. Арии, в
свою очередь, классифицировались на «блестящую», бравурную,
патетическую, арию parlante (говорком) и промежуточ-
ного
типа. За арией закрепилась некая форма «da саро» - трехмастная
структура, имеющая контрастную середину и точную репризную часть.
Интересны некоторые особенности исполнения итальянской оперы - женские
партии исполнялись певцами-кастратами, так как в соответствии с папским
указанием женщинам запрещалось петь в оперном спектакле.
Растущая слава Вивальди как оперного композитора быстро
распространяется и в других европейских странах. В 1716 году его
официально признают «Maestro dei Concerts. Многие иностранные музыканты
мечтают учиться у Вивальди. Так, например, у него брали уроки
известнейшие скрипачи той эпохи Иоганн Георг Пизендель и Даниэль Готтлиб
Трей. Со всех сторон поступают заманчивые предложения, но композитор
остается верен своей «консерватории», побуждающей его писать серьезную
духовную музыку. Параллельно с работой в оперном жанре появляются новые
духовные сочинения -оратории «Иудифь торжествующая» и «Приношение
волхвов», многочисленные вокально-инструментальные произведения, из
которых наиболее известны «Gloria» и «Magnificat».
Новыми
оперными работами становятся «Постоянство, торжествующее над любовью и
ненавистью», «Арсильда, королева Понта», «Титеберг», «Скандерберг»,
«Кандаче, или истинные друзья». Главное, что поразило современников
Вивальди в его операх - этот необычайная новизна его музыкального стиля.
Двадцатые годы - время расцвета оперного творчества Вивальди. В
период с 1718 по 1724 годы он создает одиннадцать новых произведений для
театра, среди которых «Правда в испытании», «Филипп, король Македонии»,
«Ла Креола».
Отдельного внимания заслуживает талант Вивальди как дипломата. В
течение всей своей творческой деятельности он был собственным
импресарио, с великим искусством разрешая возникающие конфликты и
привлекая к своим оперным постановкам лучших певцов.
Если в первые годы оперные гастроли Вивальди в основном связаны с
венецианской сценой, то постепенно круг его поездок значительно
расширяется. Продолжительные оперные турне за границей, обязательства
композитора перед «ОэресЫе» свидетельствуют о его поразительной твор-ческой активности, не снижавшейся даже в последние годы жизни.
Лучшие оперы Вивальди связаны с текстами знаменитых итальянских
либреттистов XVIII века - Апостоло Дзено и Пьетро Метастазио. В 1734
году увидела свет опера «Олимпиада» на либретто Метастазио, выделяющаяся
из других богатством и тонкостью музыкальных красок.
В 1737 году на Вивальди обрушился первый удар судьбы. От имени
кардинала Руффо ему было официально запрещено въезжать в Феррару на
карнавал, где должны были исполняться театральные постановки его опер.
Поводом
послужило то, что, будучи духовным лицом, он не служил обедни и поселил
в своем доме певицу Анну Жиро, первую исполнительницу его главных
оперных партий.
Из-за длительных отъездов обострились отношение маэстро с
«Озрес1а1е». Но главным разочарованием последних лет жизни стало
охлаждение современников к его музыке. В это время в Италии выдвинулась
новое поколение композиторов, таких как Тартини, Локателли, Саммартини,
Перголези, завладевших вниманием публики. Несколько лет спустя после
смерти Вивальди скончается И.С. Бах, а еще через несколько лет появятся
первые опусы молодого Гайдна, знаменующие начало эпохи классицизма.
В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть родину и
направился в Вену, где находился его искренний поклонник император Карл
VI. Однако внезапная смерть императора повлекла за собой общеевропейскую
войну, принесшую в страну разорение и бедствия. 28 июля 1741 года всеми
забытый, вдали от родины скончался Антонио Вивальди, великий музыкант,
за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.
Антонио Вивальди внес значительный вклад в развитие многих жанров
эпохи позднего барокко. Наиболее выдающиеся достижения связаны с
развитием инструментального концерта. Вивальди принадлежит огромное
количество концертов для различных инструментов, и в первую очередь, для
скрипки.
Первым композитором, в творчестве которого сложилась форма
скрипичного концерта, был итальянский скрипач Джузеппе Торелли. Он
построил концерт по образцу трехчастной композиции оперной арии. Таким
образом, форма концерта, дошедшая до
Вивальди, представляласобойтрехчаст-ную структуру, состоящую из
крайних быстрых частей и медленной средней. В творчестве Вивальди
концерт обрел законченную форму. Своеобразной росписью композитора было
три жестких оркестровых аккорда, названных «ударами молотка Вивальди».
К сожалению, многие произведения композитора были утеряны. В
настоящее время известно свыше 450 инструментальных концертов, из них
-около 220 скрипичных. Среди изданных сочинений Вивальди выделяются
двенадцать концертов из оп. 3 под названием «Гармоническое вдохновение»,
двенадцать концертов для одной или двух скрипок, из оп. 9 - «Лира»,
семь программных концертов из оп. 8 -«Опыт гармонии и фантазии».
Наибольшей популярностью, как у современников Вивальди, так и в
последующие столетия, пользовались первые четыре концерта из опуса №8
(всего 12), известные как «Времена года». В Париже они постоянно
исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Это,
пожалуй, единственный в творческом наследии композитора цикл концертов,
снабженных подробной программой или сюжетом. В одном из зарубежных
изданий каждый из концертов предвосхищается стихотворным сонетом, в
деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего,
был сам Вивальди.
В цикле сохранился первоначальный порядок
концертов - «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Интересно, что концерт
«Зима» был создан под названием «Ад». Музыка настолько изобразительна,
что в ней с легкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты
(«Осень»), и далекие раскаты грома («Лето»), и пастушьи наигрыши
(«Весна»), и даже стремительное кружение зимних вихрей («Зима»).
Камерный оркестр Ленинградской филармонии начал самостоятельную
концертную жизнь с 1962 года под управлением Льва Шиндера. Одним из
лучших солистов оркестра стал выдающийся скрипач Михаил Вайман,
великолепное искусство которого мы предлагаем оценить уважаемому
слушателю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий